Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Темза-1888: день третий-3


Остров Темпл, отмечавший начало дистанции Хенлийской регаты. Такой вид открывался героям Джерома, когда они миновали остров и оглядывались назад.
Фотограф Генри Тонт, 1887

Дальше вдоль дистанции. На переднем плане группа мужчин и женщин наслаждается лодочной прогулкой.
Фотограф Генри Тонт, 1878

Вид Темзы с храмом на острове Темпл в отдалении.
Фотограф: Генри Тонт, 1878

Перегороженный воротами бечевник, идущий по правому берегу Темзы. Вдали можно разглядеть храм на острове Темпл. Рядом с оградой рыбак из Ременема. Сам Ременем находится у фотографа за спиной.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Ремемнем, вид Темзы и причала, снятый против течения, с башней церкви Св. Марии в Хенли вдалеке.
Фотограф Генри Тонт, 1878

Вид с бечевника на речную дистанцию Хенлийской регаты. Фотограф: Генри Тонт, 1870

Вид с бечевника через Темзу на большой Н-образный в плане двухэтажный дом Фоли-Корта с четырехскатной крышей.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Процессия лодок перевозчиков, ведомая пароходом, во время Хенлийской регаты. На дальнем берегу можно видеть Фоли-Корт.
Фотограф: Генри Тонт, 1882

Вид Хенлийского моста при подходе сверху по течению. На заднем плане церковь Св. Марии. Здесь заканчивалась дистанция регаты.
Фотограф: Ньютон, 1903

Вид вдоль реки на Хенлийский мост. Рядом с мостом на речной террасе расположен постоялый двор "Ангел".
Фотограф: Ньютон, 1903

Мост через Темзу в Хенли.
Фотограф: Генри Тонт, 1870
Полумилей выше Гринлендса посреди Темзы находился остров Темпл, на котором в 1771 году по проекту Джеймса Уайятта был построен парковый храм, служивший первоначально рыбачьим домиком для усадьбы Фоули-Корт. Остров отмечал начало дистанции Хенлийской королевской регаты, лодки выстраивались на старт ниже острова. Регата эта была учреждена в 1839 и стала очень популярна как общественное мероприятие, особенно после того как ему стала покровительствовать в 1851 году королевская семья. По крайней мере с 1855 года она проводилась здесь ежегодно, но в 2001 году была перенесена на озеро Дорни. Длина дистанции составляла одну милю и заканчивалась у Тополиного мыса в четверти мили выше Хенлийского моста. Справа напротив острова можно было видеть большой белый дом Фоули-Корта, отмечавший границу между графствами Оксфорд и Бакингемшир и построенного в 1684 г. для купца Уильяма Фримена, а на противоположном берегу - деревушку Ременем.

Хенлийский мост был спроектирован Уильямом Хейуардом, который умер в 1782 году, за четыре года до постройки моста. Сам городок располагался на правой стороне и насчитывал около 5 тысяч жителей. Хенли была Меккой всех почитателей гребли и одним из самых любимых мест на реке у рыбаков. Станция Большой Западной железной дороги была всего в пяти минутах ходьбы от моста, путь до нее с лондонского вокзала Паддингтон занимал от часа до полутора. В Хенли были устроены удобные широкие улицы, основная деловая активность сосредотачивалась на Харт-стрит, Маркет-плейс и Белл-стрит. Зрители и участники регаты могли остановиться на ночлег в гостиницах "Ангел" и "Красный лев" у подножия моста, "Катрин Уил" на Харт-стрит и в гостинице "Королевская", которая выходила на реку близ железнодорожного вокзала.

Через милю за Хенли находился Маршский шлюз. Не доходя до шлюза в русле реки был остров, который лодкам с дамами рекомендовалось обходить справа, вдоль берега, по которому за Хенли шел бечевник, поскольку налево находились Хенлийские купальни. Маршский шлюз был деревянным и совсем новым, перестроенным в 1886 году, со средним падением от 1,4 до 1,5 м. Левее него имелась мельница, к которой вела протока, начинающаяся выше шлюза и шедшая мимо симпатичного дома с садом. К шлюзу вела центральная протока, а шлюзовой остров соединялся длинным деревянным мостом.

После Маршского шлюза реку пересекал мост, построенный генералом Конуэем, которому прежде принадлежало место, из материалов, взятых с руин аббатства Рединг. Выше моста примерно посередине очередного плеса был виден симпатичный лодочный сарай и рыбацкий домик с лужайкой и аллеей среди деревьев, потом примерно через такое же расстояние слева - леса Парк-Плейс. Миновав перевоз, по которому бечевник перебирался на левую сторону, путешественники подходили к Болни-Корту на речном берегу по правую руку. Напротив Болни-Корта находилось множество островов, а на противоположном берегу на холмах - Хеннертон и Темпл-Кумб (Храмовая лощина). Отсюда было уже недалеко и до Уоргрейва. Но герои Джером пошли к Уоргрейву не описанным путем, у них для этого был свой потайной путь. Вот как описывал этот путь Джером:

"К Уоргрейву мы поднялись по протоке. Это короткий канал, выходящий из правостороннего берега примерно полумилей выше Маршского шлюза, и стоит того, чтобы им воспользоваться, так как это красивый, тенистый ручей, не говоря уже о том, что он сокращает расстояние почти на полмили.

Конечно же, вход в него прегражден кольями и цепями, и окружен табличками с надписями, угрожающими всеми видами пыток, тюремным заключением и самой смертью каждому, кто посмеет коснуться его вод веслом - удивительно, как это некоторые из этих прибрежных наглецов не претендуют на речной воздух и не угрожают каждому, кто вдыхает его, сорока шиллингами штрафа, - но кольев и цепей при небольшом навыке легко избежать; а что касается табличек, вы можете, если у вас найдется пять минут и нет никого вокруг, снять одну-две из них и бросить в реку."

Протока эта существует до сих пор и является самой большой и самой длинной на Темзе. С начала 1900-х годов за ней окончательно закрепилось название Хеннертонская протока, а в викторианские времена ее чаще она называли просто "Протокой" ('The Backwater'). На острове, образованном протокой и основным руслом, в 1817 году неким Ч. Ф. Джонсоном был построен Хеннертон-Хауз, получивший свое имя от переулка Хеннертон-лейн в Уоргрейве. Частично в результате огораживания Джонсон и его преемник Уильям Роудз завладели землей по обе стороны протоки. Поэтому они объявили Протоку своей собственностью, и поэтому она тоже со временем получила название Хеннертонской. Видимо, это было действительно очень красивое место, во времена Джерома на его берегах преобладали тополя и вязы, здесь водились водяные мыши, а в ее водах в сезон в огромных количествах вылавливали угрей и щук.

А. С. Краусс писал в "Живописной истории Темзы" (1889): "Нижний конец [Хеннертонской протоки] находится под высотами Парк-Плейс, однако его едва можно разглядеть при движении вверх по течению, и нужно высматривать его, особенно летом, когда река в этой части основательно покрыта тростником:

Рассматриваемая протока еще более симпатична, чем Патрик-Стрим [о ней речь будет чуть позже - С.Ч.], и была в свое время объектом даже более ожесточенной борьбы в отношении права прохода. Этот небольшой ручей протекает по земле, принадлежащей мистеру Роудзу, в семействе которого он находился в течение очень многих лет. Владелец в различные времена поместил в воду преграды, чтобы затруднить доступ лодкам, но вопрос, по крайней мере пока, улажен, и теперь возможно осуществлять бесспорное общественное право плавания.

Хеннертонская протока немного более мили в длину, и через нее перекинуты два мостика, которые добавляют дополнительное обаяние к безыскусственности этой сцены."

Много внимания уделил этой протоке и Джордж Лесли (1881):

"Конец этого плеса просто восхитителен, главное русло, с несколькими протоками и островами, отклоняется направо к Болни-корт; в то время как налево русло сужается до впадения очень интересной протоки длиной приблизительно милю с четвертью, почти достигающей Уоргрейва. В этом конце, где она отходит от главного русла, на правой стороне в тихой воде и на илистой отмели растут высокие султаны камыша и рогоза, семь или восемь футов в высоту, вполне тропического характера, в которых не удивительно было бы увидеть мать Моисея или дочь фараона. Здесь вообще уединенно и спокойно, и чтобы увидеть это место в его совершенстве, следует выбрать прекрасный вечер в конце сентября, когда цвета трав и берегов в теплом солнечном свете столь же прекрасны, как все, когда-либо сделанное Тернером в соединении с Природой.

Не стоит обращать внимание на таблички с объявлениями о частных водах и т.д., если вы хотите осмотреть эту речку. Эти таблички повсеместно устанавливаются в протоках; но пока речка судоходна, и не предпринимается никаких попыток высадиться на землю, право пути не может обсуждаться."

Последнему совету Джорджа Лесли следовали, как мы видели, и герои Джерома, и Джозеф и Элизабет Робинз Пеннелл, писавшие в 1891 году в "Реке удовольствия":

"Мы исследовали ... многие окрестные протоки с тем безразличием к знаку "Частные воды", которое рекомендует мистер Лесли в "Нашей реке".

Действительно, никто, кажется, не обращает на них внимания. Я слышал, как мужчины читали вслух "Частные воды" и добавляли тотчас "А, ничего! Пошли!"

"Эта небольшая протока сужается, когда минует фруктовый сад слева, - продолжал описывать протоку Лесли, - а затем, после поворота, достигает частного лодочного сарая и купальни; в этой части, если вы на весельной лодке, тщательно высматривайте под водой притопленную загородку, которую нельзя заметить, когда вы сидите, и на который вы можете неприятно наскочить, если двигаться быстро. Плывя с шестом на плоскодонке, вы можете быть почти уверены, что увидите эту преграду, а также проход через нее.

Сразу за этим местом речка протекает под симпатичным мостиком, а затем выходит в луга Уоргрейвского марша; здесь [Хеннертонская протока] петляет вокруг со множеством поворотов, в одном месте имея маленький остров в центре.

Травы всех видов растут в большой красоте, и многие пугливые птицы часто посещают это место; часто можно увидеть выскочившего зимородка, и здесь я однажды видел несколько длиннохвостых синиц, которые свили гнездо в ивовом пне. Весьма вероятно, что ваша лодка спугнет цаплю, и она улетит на своих больших колеблющихся крыльях.

:Вернемся к нашей протоке, которая течет, блуждая, очень в стиле моего письма, пока вы не начинаете думать, что она никогда не кончится; спасает то, что поскольку вода течет, вы знаете, что она должна откуда-то приходить. В конечном счете вы достигаете очень низкого моста, для прохода под которым необходимо будет лечь в вашей лодке; этот крошечный арочный мост : настолько низок, что нужно вытянуться во всю длину в лодке, чтобы пройти под ним. Его называют мостом Скрипача, хотя никакая местная традиция не объясняет происхождение названия.

А затем протока расширяется, и по правую сторону идет выход в главное русло. Лучше, однако, продолжить свой путь прямо, мимо странного небольшого домика слева, который, когда я впервые узнал о нем, казалось населенным только котами; три красивых белых кота должны были вообще быть замечены греющимися на солнце."

После завтрака на берегу протоки герои Джерома воспользовались небольшим ветерком, и он медленно понес их мимо Уоргрейва и Шиплэка.

Городок Уоргрейв имел 1785 жителей и располагался по левую руку. Джером посвятил этому городку несколько романтических строк:

"Нежащийся в навевающих сон лучах полуденного солнца, уютно устроившийся в излучине реки, Уоргрейв напоминает прелестную старинную картину, когда проходишь его, и она потом долго сохраняется на сетчатой оболочке памяти." Городок располагался в самом центре первоклассного рыболовного района, и был очень популярен среди художников. Свидетельством этой популярности был постоялый двор "Георгий и Дракон", одну сторону вывески которого расписал наш старый знакомы Джордж Лесли, а вторую - другой член Королевской академии художеств, Ходжсон.

За Уоргрейвом находился железнодорожный мост, а еще через четверть мили новая плотина, законченная в 1886 году приблизительно в 100 ярдах или около того ниже старой. "Старая плотина была выше вверх по течению чем существующая, - вспоминал в 1920-х годах Фред Такер, - и тянулась по диагонали поперек от столба с предостерегающей об опасности надписью до небольшого мыса выше на правом берегу, где стоят высокие деревья и огромное крытое железом строение."

Вид с рыночной площади Маркет-плейс на церковь св. Марии и Харт-стрит. Здание рядом с церковью - Лонгландс-Хауз, напротив него, но не видимый на фотографии, находится Спикерс-Хауз, где, как считается, родился Уильям Лентолл. В качестве спикера Палаты общин он отказал во входе Карлу I в 1642 г. Происхождение церкви возводится к XIII веку, но башня считается построенной Джоном Лонглендом, епископом Линкольнским, в 1521-1547 гг.
Фотограф: Ньютон, 1903

Группа мужчин и женщин за чаепитием на нанятой ими барже наблюдает за Хенлийской королевской регатой.
Фотограф: Генри Тонт, 1897

Толпы зевак на берегу реки и на приставших к нему лодках во время регаты.
Фотограф: Генри Тонт, 1902

Общий вид Темзы, запруженной лодками во время регаты.
Фотограф: Генри Тонт

Вид с моста на многочисленные лодки на Темзе во время Хенлийской регаты.
Фотограф: Генри Тонт, 1875

Вид в сторону Маршского шлюза с деревянного мостка.
Фотограф: Генри Тонт, 1878

Общий вид Маршского шлюза с закрытыми воротами и стоящим рядом смотрителем. Вдали простирается Темза.
Фотограф: Генри Тонт, 1878

Вид в сторону Хенли от Маршского шлюза.
Фотограф: Генри Тонт, 1870

Общий вид Маршского шлюза и мельницы от моста.
Фотограф: Генри Тонт, 1885

Сцена на Темзе, вид в сторону Маршской мельницы. С бечевника два человека следят за третьим, который плывет с шестом в плоскодонке.
Фотограф: Генри Тонт, 1895

Вид от Маршского шлюза вниз по реке. На берегу рядом с лодочкой, оборудованной навесом, стоят двое мужчин.
Фотограф: Генри Тонт

Лодочный сарай в Парк-Плейс.
Фотограф Генри Тонт, 1895

Хеннертонская протока.
Современная фотография

Однопролетный каменный мост через Хеннертонскую протоку.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Вид на север близ Уоргрейва вдоль Темзы с лодочным сараем в отдалении.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Вид вниз по реке. На переднем плане прогулочные лодки и бесплатная паромная переправа близ Уоргрейва.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Вид с того же места вверх по реке.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Уоргрейвский паром, пересекающий Темзу.
Фотограф: Генри Тонт, 1870

Викторианский охотничий домик Ферри-Лодж.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Баржа, приставшая у берега Темзы в Уоргрейве. Грубые мостки позволяют пассажирам подняться на борт. Паромщик держится за рукоять лебедки, служащей движителем.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Улица в Уоргрейве. На переднем плане кофейная таверна. Кофейные таверны были учреждены движением за трезвость с 1880-х, чтобы создать для трезвого рабочего человека альтернативу трактиру.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Мужчина охраняет несколько плоскодонок, приставших к берегу близ Уоргрейва. На дальнем берегу видна башня церкви Св. Марии.
Фотограф: Генри Тонт, 1887

Сквозь листву деревьев видна башня уоргрейвской церкви Св. Марии, построенной в XVII веке.
Фотограф: Генри Тонт, 1873

Церковь Св. Марии в Уоргрейве, снятая с северо-запада.
Фотограф: Генри Тонт, 1888

Небольшой бревенчатый мост через протоку близ церкви в Уоргрейве.
Фотограф: Генри Тонт, 1887


Вернуться к "Темзе-1888: день третий-2"
Перейти к "Темзе-1888: день третий-4" HotLog
Tags: victoriana, Джером К. Джером
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments