Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Темза-1888: день первый-1

Как мы все помним, на общем собрании в доме у Джея троица постановила, что Гаррис и Джей выедут в субботу утром в Кингстон и доставят лодку в Чертси, а Джордж, которому надо было провести в банке до обеда, приедет туда как только сможет. Дело происходило в конце мая или начале июня 1888 года - такой выбор, по крайней мере, предоставил Джером К. Джером своим читателям. Правда, в другом месте, описывая вечернюю прогулку Джея с Джорджем в Хенли, он упоминает, что там готовились к Королевской регате, которая проводилась в первых числах июля.

Вокзал Ватерлоо, снятый со стороны Йорк-роуд. Фотография "Йорка и Сына", кон. XIX в. Был открыт в 1848 году как временный лондонский вокзал Лондонской и Юго-Западной железной дороги, поскольку предполагалось продолжить линию дальше. Был существенно перестроен в 1900 году.
Фотограф "Йорк и Сын" (до 1900 г.)

Вид на платформы 1 и 2 на вокзале Ватерлоо.
Фотограф неизвестен (1910-е гг.).

Леди с мальчиком отправляются на лодочную прогулку по Темзе в Кингстоне. В отдалении виден Кингстонский мост.
Фотограф Генри Тонт, 1878

Променад и травянистая дорожка по берегам Темзы. Вдали видны городские здания.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Темзенская угольная барка, с ее характерной мачтой, разгружает у берега в Кингстоне-на-Темзе уголь. Вдали виден Кингстонский мост.
Фотограф Генри Тонт, 1870


Общий вид Променада с бечевника вдоль берега Темзы.
Фотограф Генри Тонт

Вид на Кингстонский мост с башней церкви Всех Святых вдали. Переправа на этом месте находилась по крайней мере с 13 века.

Вид на Темз-Диттон с постоялым двором "Лебедь" на берегу.
Фотограф Уилльям Рассел Седжфилд, 1860

Внешний вид гостиницы "Лебедь" с пристанью, расположенной на берегу реки в Тимз-Диттон.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Прибрежная гостиница "Лебедь" и биллиардная комната в Тимз-Диттон на берегу реки, к которому только что пристала лодка. Владелец, мистер Дж. Джоунс, стоит в дверях.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Фасад все той же гостиницы "Лебедь" с побелеными стенами, снятый со стороны бильярдного салона.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Общий вид реки со старым подъемным краном на дальнем берегу в районе Темз-Диттон.
Фотограф Генри Тонт

Большой королевский дворец в Хемптон-Корте, первоначально построенный как резиденция кардинала Уолси в 1514 г., но прибранный к рукам Короной в 1529 г.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Вид на Хемптон-Кортский дворец через реку.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Вид на третий уже по счету на этом месте Хемптон-Кортский мост через Темзу, спроектированный Э. T. Марри и построенный между 1864 и 1866 гг.
Фотограф Генри Тонт, 1875

Таверна у Хемптон-Кортского моста.
Фотограф Генри Тонт
Прототипы героев Джерома: слева направо - Карл Хенчель (Гаррис), Джордж Уингрейв (Джордж) и Джером К. Джером (Джей).
Маршрут путешествия, предложенный Джорджем, был не самым распространенным в те времена. Как правило если лондонцу хотелось провести недельку-другую на реке, чтобы отдохнуть от шумного, пропахшего угольной копотью города, он садился на вокзале Юстон-сквер или на Паддингтонском вокзале на поезд и ехал в Оксфорд, до которого было 63 мили. Стоило ему это в 1 классе 11 шиллингов, во втором 8 шилл. 6 пенсов и в третьем 5 шилл. и 3 с половиной пенса. Здесь можно было нанять лодку: четырехвесельная гичка или темзенский скиф на неделю стоили до Теддингтона 3-4 фунта. Эта цена включала также доставку лодок обратно: добравшись до места, необходимо было известить хозяина о том, что лодка освободилась, и где она оставлена; до этого момента ответственным за нее считался наниматель. Лодки могли быть оставлены в любом из лодочных дворов. За хранение лодок до прибытия лодочного фургона надо было заплатить 2 шилл. 6 пенсов. Летом фургоны, забиравшие лодки из Ричмонда, Кингстона и Путни, обычно ходили еженедельно. Также забирались собственные лодки джентльменов (железные дороги, например, тоже имели особые условия по оплате и перевозки тех, кто ехал на Темзу в вагоне вместе с собственной лодкой).

Однако герои Джерома решают идти сперва вверх по течению и потом тем же ходом возвратиться обратно. "Люди, по врожденной лени или слабости неспособные наслаждаться тяжелым трудом, обычно садятся в лодку в Оксфорде и гребут вниз, - говорит Джей. - Однако для человека энергичного путешествие вверх по реке несомненно приятнее. Нехорошо все время плыть по течению. Гораздо больше удовольствия, напрягая спину, бороться с ним, идти вперед наперекор ему, - по крайней мере мне так кажется, когда Гаррис с Джорджем гребут, а я правлю рулем." Возможно, что причины, которые заставляли лондонцев подниматься вверх и потом уже только возвращаться вниз, имели также экономический характер - это было дешевле, да и о лодках, которые сдавались в прокат в Оксфорде, Джером, неоднократно ходивший по Темзе, отзывается очень неодобрительно.

Итак, как мы знаем, Джей и Гарри прибыли в субботу в одиннадцать часов дня на лондонский вокзал Ватерлоо и после мучительных поисков своего поезда отправились в Кингстон по Лондонской и Юго-западной железной дороге. Дорога занимала около 25 минут, от Лондона до Кингстона было около 12 миль. Билет в вагоне второго класса стоил 1 шиллинг 6 пенсов. Станция Кенсингтон находилась на правом, южном берегу Темзы, поезд миновал мост и высадил путешественников на дебаркадер.

Выше железного пятипролетного железнодорожного моста, построенного в 1863 году Томасом Брасси по проекту Дж. Э. Эррингтона и У. Р. Галбрейта, находился пятипролетный Кенсингтонский мост из портландского камня, построенный Эдуардом Лапиджем в 1825-27 вместо старого деревянного моста и с 1870 года прекративший 650 летнюю традицию взимания платы за проезд по мосту на этом месте. Лодочник с лодкой ждал Джея и Гарри сразу ниже этого моста. Насколько можно судить по описаниям Джерома, их лодка была четырехвесельный скифом с двумя банками для гребцов и задней банкой для рулевого. Всего им предстояло подняться 91 милю вверх по течению до Оксфорда - довольно внушительное расстояние. Но прежде Гарри с Джеем должны были одолеть 9,5 миль до Шеппертона, куда они собирались прибыть к пяти часам вечера.

Пройдя под мостом, они двинулись против течения. Гаррис греб, а Джей сидел у руля. "Старинные улочки Кингстона там, где они спускались к урезу воды, выглядели очень живописно в ярких лучах солнца; сверкающая река с величаво плывущими барками, бечевник вдоль лесистого берега, нарядные виллы на другой стороне, пыхтящий на веслах Гаррис в своем красно-оранжевом спортивном пиджаке, мелькающий вдалеке старинный мрачный дворец Тюдоров, - все это вместе представляло яркую картину, такую веселую и одновременно спокойную, такую полную жизни, но в то же время столь мирную, что, несмотря на ранний час, я почувствовал себя сонно убаюканным в приступе задумчивости."

Через милю по левой стороне показались дома вытянувшегося вдоль берега Сербитона, затем лодка миновала островок Мессенджерс-Айлонд и добралась до Темз-Диттона, деревушки на берегу по левую рук, главными достопримечательностями которой были гостиница "Лебедь", одна из столиц темзенских рыбаков, и Бойлевская ферма, принадлежавшая когда-то лорду Сент-Леонардсу, а в 1888 году находившаяся во владении его сына. Здесь у Темз-Диттон начиналась дистанция Кингстонской регаты. Видимо, где-то здесь, задумавшись и перестав рулить, Джей направил лодку носом в берег по правую руку, за что был наказан тем, что должен был взяться за веревку и тащить ее вместе с сидевшим в ней Гаррисом. Бечевник - тропинка, проложенная специально для "бурлацких" надобностей, от Кингстона до Хемптон-Кортского железнодорожного моста милей выше Тимз-Диттона шла как раз по правой стороне. Строгие правила, установленные для ведения лодок на бечеве, запрещали хождение там, где не было для этого специальной тропы. По бечевнику запрещалось кататься верхом и на экипаже, на него запрещалось выкладывать какие-либо предметы, и лодки не должны были чалиться к тому берегу, по которому шел бечевник. Те же, кто тащил лодку вдоль берега на бечеве, обязаны были привязывать бечеву непременно к мачте определенной высоты, чтобы канат при движении не наносил повреждений берегам, шлюзовым воротам и т.п. Однако Джею не пришлось долго напрягаться на бурлацкой работе. Он дотянул лодку до Хемптон-Кортского железнодорожного моста, "уродливого железного сооружения", как его оценил Диккенс-Младший. Этот мост из железных кованых решетчатых ферм, опиравшихся на четыре чугунные колонны, был построен в 1865 году и в 1876 перешел в общественную собственность. Восточный Маулзи с железнодорожной станцией находился на южном берегу по левую, а собственно Хемптон-корт с его дворцом, видневшимся вдали - по правую сторону. В Хемптон-корте Гаррис желал посетить миссис Томас на местном кладбище, и нежелание Джея делать это вызвало у Гарриса приступы капризности. Джером описывает, что Гаррис в процессе капризничанья едва даже не вывалился из лодки. В любом случае Джею пришлось перебраться по железнодорожному мосту или на лодке на другой берег и уже по нему вести скиф до первого на их пути шлюза. Это был деревянный Маулзийский шлюз, построенный еще в 1815 году, со средним перепадом около 180 см, который имел роликовый слип для вытаскивания и спуска прогулочных лодок.

Всего до Оксфорда их ожидал 31 шлюз. Все эти шлюзы были камерной системы и имели два затвора. Для проводки лодок, катеров и барок из верхнего бьефа (участка шлюзованной реки) в нижний в камере сравнивали горизонт воды с горизонтом верхнего бьефа и, открыв верхний затвор, заводили суда в камеру, после чего затвор закрывался и воду из камеры выпускали (сливная призма), пока ее горизонт не уравнивался с горизонтом нижнего бьефа. Тогда открывали нижний затвор и суда выпускали. При проводе лодок и барок вверх по течению, как это было в случае Джея и Гарриса, действия имели обратный порядок. На Темзе шлюзы размещались не в плотинах, отделявших один бьеф от другого, а в боковом, деривационном, т.е. обходном канале. Между плотиной с одной стороны и таким каналом со шлюзом образовывался остров, носивший название шлюзового. Первая волна строительства шлюзов на Темзе пришлась на конец XVIII века, однако шлюзы, через которые предстояло пройти героям Джерома, большей частью подверглись перестройке в конце 1850 - нач. 1860-х годов. Многие ворота шлюзовых затворов в 1888 году передвигались еще коромыслами, хотя ряд недавно починенных шлюзов уже имели систему закрытия при помощи лебедок и цепей. Проход через шлюзы был платный. За любую четырехвесельную лодку (если только она не имела два парных весла и два распашных, что при взятии платы оценивалось в два раза дешевле) надо было на каждом шлюзе платить его смотрителю 6 пенсов. Паровые катера платили 1 шиллинг 6 пенсов. Если вы не оплачивали проход через шлюз, то на следующем шлюзе вас могли в него не пустить до внесения неуплаченного ранее сбора.

По словам А. С. Краузе, издавшего в 1889 году "Иллюстрированную историю Темзы", Маулзейский шлюз был "любимым местом фланирования для тех, кто предпочитает критиковать спортивные способности других, а не проявлять себя, и по воскресеньям в течение лета переполнен большим и не всегда слишком избранным скоплением людей."

Джером дает свое красочное описание Маулзийского шлюза:

"Иногда мне приходилось наблюдать его в такие моменты, когда невозможно было углядеть вообще никакой воды, одну только блестящую канитель ярких спортивных курток и нарядных картузов, элегантных шляпок и разноцветных зонтиков, шелковых накидок и плащей, струящихся лент и изящных белых платьев; при взгляде с набережной вниз на шлюз можно было представить, что он был огромной коробкой, в которую набросали вперемешку цветы всех оттенков и форм, и лежат они, сбившись в радужную массу, которая заполонила все углы.

В погожее воскресенье шлюз представляет собой подобное зрелище почти целый день, в то время как и вверх по течению, и вниз по течению стоят, ожидая своей очереди снаружи ворот, длинными вереницами еще больше лодок; лодки подходят и уходят, так что вся сверкающая река, от дворца и до Хемптонской церкви, усеяна желтыми, синими, оранжевыми, белыми, красными и розовыми пятнами. Все обитатели Хемптона и Маулзи облачаются в костюмы для гребли, прогуливаются и фланируют вокруг шлюза со своими собаками, флиртуют, курят и разглядывают лодки; и все это вместе - картузы и куртки мужчин, прелестные нарядные платья женщин, возбужденные собаки, снующие лодки, белые паруса, милый пейзаж и искрящаяся вода, - все это являет собой одно из самых радостных зрелищ, которые можно увидеть близ этого унылого старого Лондона."

Однако в тот день скиф Джея с Гаррисом оказался единственной лодкой в шлюзе. Пока они проходили шлюз - а он был большой, и прохождение заняло много времени, - Гаррис развлекал своего друга рассказом о своем посещении Хемптон-Кортского лабиринта. Лабиринт этот был создан ландшафтными архитекторами Джорджем Лондоном и Генри Уизом между 1689 и 1695 годом для Вильгельма III Оранжского, он покрывал площадь в треть акра (ок. 1350 м2) и содержал путей в полмили (около 800 м). Живые изгороди имели примерно 2 метра в высоту и 0,9 м в ширину, первоначально были из граба, но затем стали использоваться и другие виды растений, в т.ч. тис. Во временя Джерома в лабиринте было всего несколько развилок, но выбор только одной из них приводил в тупик в конце короткого коридора. Как правильно утверждал Гаррис, лабиринт мог быть преодолен методом постоянного контакта со стеной по правую руку. Однако при этом способе посетители по дороге заходили в тупики и потом выходили оттуда, что было не самым коротким путем, к тому же и не всегда доставшим центра.

За Маулзийским шлюзом был остров Тагга с гостиницей и лодочными сараями. Проведя бечевой лодку по левой стороне мимо острова, Джей сел в нее, они с Гаррисом переплыли на правую сторону и устроили завтрак на лужайке под ивами в Хемптон-Кортском парке, где их пытался шантажировать некий господин под предлогом вторжения их в чужие владения. Затем они вернулись на противоположный берег к бечевнику и продолжили путь. Спустя полмили они миновали виллу Гаррика и городок Хемптон с 5000 жителей и церковью Св. Марии на другом берегу, у которого через реку был устроен перевоз. Дальше их путь пролегал мимо Моулсийской рощи, затем на реке был еще один остров, выше которого в Темзу с противоположного берега впадала речка под названием Санбери-рейс. Берег, по которому Джей вел лодку, был плоский и унылый, хотя с другой стороны попадались временами симпатичные пейзажи. Наконец, пройдя полторы мили вверх от острова, в половине четвертого Джей привел лодку к Санберийскому шлюзу.

Это был перестроенный в 1856 году хороший каменный шлюз с роликовым слипом для прогулочных лодок. Он был построен "на научных принципах", вода поднималась и опускалась в нем при помощи машин, в результате чего он оказался очень медленным по части опорожнения и стал объектом насмешек многих тогдашних острословов. "Перед самым подходом к воротам река здесь восхитительно мила, и обходной канал очарователен; но не вздумайте грести вверх по нему, - предостерегал Джером. - Однажды я попробовал сделать это. Я греб парными веслами и спросил товарищей, которые правили рулем, как, по их мнению: можно ли это сделать, и они сказали, что конечно же, они полагают, что можно, если я как следует поработаю. Мы как раз находились под небольшим пешеходным мостиком, переброшенным между двумя плотинами, когда они сказали это, и я склонился к веслам, собрался с силами и начал грести. Греб я блестяще. Я вошел в устойчивый ритмический мах. Я напрягал для этого мои руки, ноги и спину. Я поставил себе хороший, быстрый, энергичный гребок, и греб действительно в великолепном стиле. Два моих приятеля сказали, что смотреть на меня - сплошное удовольствие. Через пять минут я решил, что мы должны быть почти у шлюза, и взглянул вверх. Мы были под мостом, на том же самом месте, где мы были, когда я только начал, и эти два идиота надрывались от дикого хохота. Я вкалывал как бешенный, чтобы удерживать эту лодку на одном месте под мостом! Пусть теперь другие ходят на веслах по обходным каналам против сильного течения." Само селение Санбери, насчитывавшее 3368 жителей, неопрятно растянулось по противоположному берегу, куда от лодочного сарая на шлюзовом острове был устроен перевоз. Пройдя шлюз, Джей бечевой провел лодку с Гаррисом по обходному каналу к Темзе (канал к Санберийскому шлюзу имел протяженность в полмили), откуда уже на веслах приятели через полмили дошли до холма под громким названием гора Феликс и городка Уолтон (в котором было 6050 жителей) по левую руку.

Общий вид через Темзу на Хемптон-Кортский мост и гостиницу "Замок" на противоположном берегу.
Фотограф Генри Тонт, 1878

Вид на мост в Хемптон-Корте с гостиницей "Замок" слева и лодками на переднем плане.
Фотограф "Йорк и Сын", конец XIX в.

Моулзийский шлюз, снятый со стороны Хемптон-Корта, с домом смотрителя шлюза и плотиной вдали.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Лодка спускается на воду по роликовому слипу на Маулзийском шлюзе. Рядом наблюдает компания, собирающаяся сесть в нее и отплыть в путешествие.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Маулзийский шлюз с домиком смотрителя шлюза.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Большая плотина, пересекающая реку Темза в Моулзи, снятая с берега ниже по течению. Приводимый в действие лебедками механизм наверху плотины использовался для управления потоком воды.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Маулзейский шлюз. И это викторианцы называли "отдыхом на реке"!
Автор: Джозеф и Элизабет Робинз Пеннелл, 1891

Церковь Св. Марии в Хемптоне
Фотограф Генри Тонт

Хемптон-Кортский железнодорожный мост. Фотография сделана с берега выше по реке.
Фотограф Генри Тонт

Восьмугольный садовый храм с крытым свинцовым куполом, построенный для актера Дэвида Гаррика, ок. 1758-65, для помещения в нем скульптуры Шекспира (скульптора Рубилиака), датированного 1758 г.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Храм на вилле Гаррика с башней церкви Св. Марии в Хемптоне вдалеке.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Большая приходская церковь Св. Марии в Хемптоне, перестроенная на месте более ранней церкви Э. Лапиджа в 1831.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Церковь Св. Марии в Санбери. Вид с юго-запада, снятый через реку.
Фотограф Генри Тонт

Здание водопроводной станции в Санбери, построенное в итальянском стиле в 1853-55 гг. одной из пяти водопроводных компаний после принятия Закона о снабжении столицы водой (1852).
Фотограф Генри Тонт, 1870

Две компании на лодках, ожидающие у Санберийского шлюза, и смотритель шлюза с семейством на берегу перед своим домом.
Фотограф Генри Тонт, 1880

Кирпичный дом смотрителя Санберийского шлюза.
Фотограф Генри Тонт, 1880

Церковь Св. Марии в Санбери с северной стороны. Построена в 1752 году Райтом, но в 1856 году сильно перестроена Теулоном.
Фотограф Генри Тонт, 1880

Большая викторианская гостиница "Сорока" с верандой в Санбери.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Большая викторианская гостиница "Плотина" с лодочным сараем и оранжереей.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Железный мостик через обходной канал Санберийского шлюза. Вдали виден дом смотрителя.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Вид на Санберийскую плотину с суррейского берега на миддлсекскую сторону, с башней церкви Cв. Марии в Санбери в отдалении. Фотограф Генри Тонт, 1870

Вид через плотину на Темзу с башней церкви Cв. Марии в Санбери вдалеке налево и маленькой лодкой с людьми, сидящими в ней на стульях, на реке.
Фотограф Генри Тонт, 1870

Большая деревянная плотина поперек Темзы в Санбери.
Фотограф Генри Тонт, 1883

Река Темза, переливающаяся через Санберийскую плотину. Справа виден обходной канал, несущий воду из реки Аш в Темзу.
Фотограф Генри Тонт, 1883


Продолжение HotLog
Tags: Джером К. Джером
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments