Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Речная полиция на Темзе

Photobucket - Video and Image Hosting
Темзенская полиция на Уоппингских складах. Гравюра Джеймса А.М.Уистлера, 1859
Пока я готовлю и перевожу различные материалы для продолжения истории Джека Потрошителя, позвольте совершить пару обособленных и не связанных друг с другом экскурсий на Темзу 1888 года. Сегодня экскурсия будет не слишком продолжительной и далекой, она будет посвящена речной полиции на Темзе, чья штаб-квартира находится в двух миля ниже собора Св. Павла, .в Уоппинге. Тем более что знаменитая погоня Шерлока Холмса и доктора Уотсона на полицейском катере за Джонатаном Смоллом, впервые описанная на страницах "Lippincott's Monthly Magazine" в феврале 1890 года, состоялась в сентябре 1888 года, и мы сможем, если повезет, лицезреть ее со стороны.

Темзенская полиция берет свое начало в конце XVIII века, когда по инициативе Патрика Колкухауна и Джона Харриота и с одобрением правительства в самом центре тогдашнего Лондонского порта на Уоппинг-Хай-стрит начало действовать 2 июля 1798 года Морское полицейское учреждение. До этого не охраняемая никем река была полна пиратов и воров, ежегодно с разгружавшихся в порту судов похищалось товара до 500 тысяч фунтов стерлингов, а таможенные доходы короны при Георге III ежегодно теряли до 50 тысяч фунтов. Официальным адресом Морской полиции стал Уоппинг-Нью-Стэйрз (Новая уоппингская пристань), 259.

В 1839 году речная полиция перешла под контроль Столичной полиции и превратилась в Темзенский дивизион. Что же представляла собой Темзенская полиция в 1888 году?

Photobucket - Video and Image Hosting
Штаб-квартира Темзенского дивизиона Столичной полиции в Уоппинге. "Стрэнд", 1891
Ответственности Темзенского дивизиона подлежала дистанция продолжительностью 17 миль от моста в Челси до речки Баркинг-Крик. Руководил дивизионом суперинтендант Джордж Скитс, в распоряжении которого находились старший инспектор, семь инспекторов первого класса, сорок инспекторов второго класса и 147 констеблей (помимо пяти детектив-сержантов). В противоположность наземной полиции, которая строилась по армейскому образцу, полиция речная основывалась на примере королевского военно-морского флота, о чем свидетельствовала даже их форма: вместо узкого мундира речные полицейские носили двубортный синий бушлат, а вместо шлема — черную лакированную соломенную шляпу-канотье, пришедшую еще от тех времен, когда была организована Морская полиция. " Они крепкие, подтянутые, с бронзовым загаром парни, эти "мокрые Бобби" лондонской полиции, — писал Эрнст Карр, побывавший в Уоппинге в 1901 году. — Постоянная обнаженность и долгие часы работы тяжелыми веслами превратили их в железных мужчин со стальными мускулами. Что-то неопределимое в лице и поведении выдает в них где угодно моряков – и, действительно, они целиком набраны среди опытных моряков и лодочников." Каждый из чинов речной полиции рангом от инспектора и выше был облечен правом таможенного досмотра.

Штаб-квартира речной полиции находилась все там же в Уоппинге. В 1869 году где на месте старого здания чуть выше входа в бывший Темзенский туннель инженера Бруннеля, рядом с построенной в том же году станцией подземки Уоппинг на Восточной Лондонской линии, было выстроено солидное кирпичное здание с арестантскими камерами, комнатой для задержанных и конторой, выходившей окнами на реку (на его месте в 1908 году возведено здание, сохранившееся до сих пор). Другой станцией Темзенской полиции был понтон, причаленный сразу же за мостом Ватерлоо ниже по течению. Здесь всегда стояла наготове шлюпка, предназначенная для спасения самоубийц. Эта шлюпка была оборудована специальным роликом на корме, позволявшим втягивать пытавшихся утопиться в лодку легче, чем переваливать их через борт. По сведениям Темзенской полиции за предыдущий, 1887, год, на реке произошло 25 самоубийств, и еще 15 были предотвращены полицией.
Photobucket - Video and Image Hosting
Полицейский скиф на Багсбис-Рич, Чарлтон. На заднем плане Манхеттенский причал, индустриальный пейзаж Силвертауна и две парусных темзенских баржи. Такер (Thaker), 1884
Несостоявшимся самоубийцам выдвигали обвинения, и они становились подопечными тюремного капеллана. Обычно такие спасенные из воды люди больше не пытались повторять свои попытки покончить с жизнью. На понтоне у моста Ватерлоо были оборудованы частные комнаты, где жил инспектор с женой, арестантская и конторские помещения, меблированные обычными столами. Здесь же был установлен телеграф. Имелась также запасная комната, где констебли держали свои непромокаемые плащи, и еще несколько комнат, одна из которых (сами полицейские называли ее "Приемной"), предназначалась для приведения в себя утонувших, имела кровать и ванну с горячей и холодной водой. На причал были вытащены лодки, а у нижнего его конца пришвартован паровой катер "Алерт". В Попларе напротив Фолли-Уолл с 1856 по 1895 года в качестве понтона Темзенская полиция также использовала бывший бриг "Мария Гордон" (получивший название "Роялист"), а в Эрите — поставленный на прикол тендер "Спрей".

Photobucket - Video and Image Hosting
"Спасите!" Полицейский спасает женщину из воды близ Тауэрского моста. Рис. Гордона Брауни, ок. 1900
Обязанности речной полиции были обширны и хлопотны. Офицеры Темзенского дивизиона должны были охранять имущество кораблей, барж и прибрежных складов и причалов. держать реку чистой от известных воров и просто подозрительных личностей, предохранять корабли от появления на их борту до постановки на якорь вербовщиков и агентов от содержателей низкопошибных пансионов. Во время регат и особых водных праздников в Путни и других местах с центральной станции отправляли туда для поддержания порядка несколько лодок. Речные полицейские обязаны были не дозволять сбрасывания мусора в реку, снабжать незамедлительной информацией и оказывать помощь плавучим пожарным паровым брандспойтам в случае возникновения где-нибудь пожара, а также ловить дезертиров и иных преступников, преступивших закон в открытом море.

Photobucket - Video and Image Hosting
Инспектор и два констебля усаживаются в четырехвесельный баркас, в то время как третий констебль помогает столкнуть лодку в воду. "Стрэнд", 1891
Важной частью обязанностей Темзенского дивизиона являлся поиск тел убитых, самоубийц и случайно утонувших людей. Процесс ловли трупа производился только в течении одного приливного цикла, после чего считалось, что отсутствующее тело почти наверняка было унесено вне пределов досягаемости. Если труп в итоге находили, его сначала фотографировали, а затем сохраняли максимально долго для установления личности, но не на станции, а в приходском морге, следуя в этом отношении обычным правилам касательно любых трупов, найденных полицией в любой части города, так же как обнаружении тел любых находящихся без сознания людей, которые могли умереть до установления личности. Когда тело по приказу коронера предавали земле, одежда продолжала храниться приходскими властями, но демонстрировалась только тем, кто приносил с собой полицейский ордер на это.

Photobucket - Video and Image Hosting
Полицейские находят подозрительного человека на одной из речных барок. Рис. Гордона Брауни, ок. 1900
Photobucket - Video and Image Hosting
Полицейские доставили на станцию арестованного подозреваемого. Рис. Гордона Брауни, ок. 1900
Интересно, что второй выпуск журнала "Стрэнд" в 1891 году, позднее прославившийся публикацией рассказов Конана Дойла, вышел со статьей "Ночи с Темзенской полицией", где описывал пример типичной патрульной ночи. Из очерка следует, что большая часть времени в патрулях была посвящена ловле воров и опознанию самоубийц. Шла в статье речь и о проблемах, связанных с отсутствием женщин в речной полиции: одна из иллюстраций показывала двух полицейских, снимающих мокрую одежду с пытавшейся утопиться женщины. "Первая мысль, которая придет читателю при взгляде на иллюстрации, — комментирует автор, — что эту работу должен делать представитель ее собственного пола." В обычных участках Столичной полиции специально для обыска арестанток нанимали женщин. Однако на понтонной станции у моста Ватерлоо не было места, где бы можно было постоянно держать женщину-полицейского, да и самоубийства женщин происходили не столь часто, чтобы можно было нанять кого-либо для этой цели специально.

Photobucket - Video and Image Hosting
Полицейский скиф отгребает от пристани у станции речной полиции в Уоппинге. 1901
Сутки были разделены на четыре вахты, каждая по шесть часов, и полицейские лодки патрулировали реку днем и ночью. Каждые два часа со станции уходила лодка со свежими полицейскими на смену той, чья вахта закончилась. Таким образом каждая лодка находилась 6 часов на дежурстве и 12 часов вне дежурства. В течении первых сорока лет работы в качестве Темзенского дивизиона полицейские обходились для своих патрулей гребными вельботами и парусными лодками, однако прогресс не стоял на месте, дерево в судостроении постепенно заменялось железом, и когда в 1878 году на Темзе более шестисот человек погибли при столкновении колесного прогулочного парохода "Принцесса Алиса" с винтовым угольщиком "Байуолл Касл", стало очевидным, что и полиции для полноценного осуществления их обязанностей нужны новые, более совершенные средства передвижения. В 1884 году для речной полиции были приобретены два паровых катера. Итого, в 1888 году, полиция имела в своем распоряжении эти катера и еще около 20 весельных лодок. Один паровой катер, "Алерт", использовался для постоянного осмотра и охраны мостов; а другой — суперинтендантом для посещения участков и общего надзора за службой. К 1891 году катеров было уже три, а к 1898 году флот Темзенской полиции пополнился еще восьмью паровыми катерами. Использовавшиеся в полиции гребные суда были двух типов: патрульные двухвесельные лодки и инспекционные лодки, имевшие два обычных весла и пару коротких весел. В каждую такую лодку садился инспектор и два констебля, выполнявшие функции гребцов. С наблюдательной лодки инспектор контролировал работу патрульных лодок, кроме того, была учреждена система тщательного надзора за патрульными, при которой встреча с каждой из полицейских лодок отмечалась проверяющим инспектором в особом журнале с указанием места и предыдущего маршрута.

Photobucket - Video and Image Hosting
Паровой катер "Алерт" оставляет станцию Темзенской полиции у моста Ватерлоо. "Стрэнд", 1891
Чарльз Диккенс-Младший приводит довольно любопытные сведения о деятельности детективов в речной полиции. До 1875 года Темзенскому дивизиону не было придано ни единого детектива. В этот год их стало трое, в 1877 году прибавился еще один; количество арестов, однако, которое началось в 1875 году со 107, упало в 1876 году до 88, а затем уменьшилось еще, не смотря на добавление четвертого детектива, до 73 в 1877, в то время как число получивших приговор упало с 70 до 57, и затем до 48. И это при том, что полицейские дивизионы Столичной полиции, границы которых выходили к реке, отмечали скорее рост преступности, чем ее уменьшение. По мнению Диккенса, объяснение этому лежало в том, что Темзенский дивизион был наиболее занятым, а гребля в ночных патрулях, особенно во время штормов и зимних туманов, требовала огромного напряжения сил и времени.









HotLog

Tags: victoriana
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments