Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Хрустальный дворец в 1888 году. Часть 3


Image hosting by Photobucket
Двор Альгамбры
Image hosting by Photobucket
Греческий двор
Image hosting by Photobucket
Средневековый двор
Image hosting by Photobucket
Итальянский двор
Image hosting by Photobucket
Ренессансный двор снаружи
Image hosting by Photobucket
Ренессансный двор
Image hosting by Photobucket
Верхняя терраса Хрустального дворца
Image hosting by Photobucket
Мегалозавр
Image hosting by Photobucket
Мозазавр
Image hosting by Photobucket
Ихтиозавр и плезиозавры
Image hosting by Photobucket
Игуанодоны

Image hosting by Photobucket
Смотровая галерея на водонопорной башне
Если выйти на улицу, то можно предпринять восхождение на Северную башню. Гидравлический лифт будет установлен на ней только через шесть лет, поэтому винтовую лестницу в 404 ступени и 10 этажей придется преодолевать пешком. В награду вы получите прекрасную панораму с башни, открывающуюся сразу на шесть графств: Суррей, Миддлсекс, Кент, Эссекс, Бедфордшир и Бакингемшир. В хорошую погоду с Северной башни можно даже разглядеть Лондонский Тауэр. Однако мы на улицу не пойдем, а продолжим осмотр дворца.
Неподалеку от фонтана позади Византийского двора предлагают читателю свои богатства библиотека и читальный зал. Библиотека была первоначально собрана для публичного использования, чтобы служить местом для справок по пяти искусствам и наукам, представленным во дворах и коллекциях. Она погибла в огне во время пожара в Тропическом отделе в 1866 году. Здесь было до 7,000 томов, включая работы, использованные сэром Дигюи Уайатом и Оуэном Джоунсом при разработке и устройстве коллекций. К 1876 году было получено, каталогизировано и расставлено 6000 томов. Теперь в библиотеке прекрасная коллекция книг, большой выбор газет, британских и иностранных, материалы для написания писем, почтовый ящик и т.д. Однако если вы не являетесь ее подписчиком, вход обойдется вам в 1 пенни.
Если подняться по лестнице рядом со входом в читальный зал, мы окажемся в Технологическом музее, созданном доктором Дэвидом С. Прайсом и содержащем коллекции английских, колониальных и иностранных товаров. Тасманская коллекция, собранная Королевским обществом Тасмании, демонстрирует природные богатства и животный мир Тасмании и других частей австралийских колоний. Коллекция изделий современного Египта дает полное представление об обычаях египтян викторианского времени и о том, насколько мало эти обычаи изменились со времен библейских и фараоновых. Основу этого собрания составил Хекекъян-бей из Каира, который передал его в дар Хрустальному дворцу через покойного мистера Артура Андерсона. Впрочем, в последние годы приход пара в долину Нила стал быстро менять жизнь египтян и свидетельства этого также можно увидеть на выставке. Стоит обратить также внимание на коллекцию Палестинского исследовательского фонда (именно этот фонд вел в свое время раскопки в Иерусалиме, которыми руководил нынешний комиссар Столичной полиции сэр Чарльз Уоррен, виновник прошлогоднего Кровавого воскресенья и неспособности полиции поймать Джека Потрошителя), на фотографии и чертеж Суэцкого канала и на изображения туннеля Мон-Ценис. Вы можете также ознакомится с выставкой моделей спасательных судов и приспособлений, а также с экспонатами из Арсенала в Вулидже, преследующими противоположную цель - разрушение. Позади лестницы, по которой мы поднялись сюда, расположены два двора, Тибетский и Яркендский, полностью посвященные этой прародине арийской расы. Для показа ламаистского (буддийского) монастыря в Ладакхе доктор Кейли, долгое время бывший официальным резидентом в Ле, сделал на месте эскизы, в соответствии с которым и была изготовлена представленная в этой части музея сцена, изображающая не только монастырь, но и фигуры монахов. В экспозиции также находятся множество экспонатов, демонстрирующих искусство, ремесла и украшения яркендцев, переданные музею посланником Ее Величества сэром Дугласом Форсайтом и доктором Кейли.
Однако основная часть экспозиции музея посвящена различным технологическим процессам, сырью и изделиям британской промышленности. Часть коллекций занимала галерею этажом выше, куда можно было подняться по винтовой лестнице. Я воздержусь от описания этой части выставки, так как она представляет собой, учитывая громадный прогресс в этой области за последние сто восемнадцать лет, весьма специфический для XXI века интерес. Упомяну лишь огромную Арктическую карту близ Центрального нефа, глядя на которую сверху, посетитель музея может ясно представить прошлое и настоящее арктических исследований, в том числе попыток Франклина и Маклура найти северо-западный проход, и успешной экспедиции Норденсшилда, в 1877-78 году впервые прошедшей Северным морским путем.
Еще один замечательный отдел, который следует упомянуть - это отдел, посвященный истории человечества, в основу которого положены коллекции антропологов Генри Кристи и француза Ларбе. Здесь представлены инструменты древних людей и костные останки неандертальцев и современных им животных, в том числе мамонтов, найденных близ Дюссельдорфа и Льежа.
Оставим через ворота Технологический музей и продолжаем наш путь по галерее мимо задней части Большой сцены и Концертной залы, пока не войдем в юго-восточную галерею, идущую вдоль обращенной к парку стороне южного нефа. Эта галерея - обширное торжище промышленных товаров, продаваемых из установленных здесь ларьков. Некоторый диссонанс в это царство лавочников вносит японская выставка близ дальнего конца галереи справа, изображающая ряд забавных сцен из жизни простых японцев. Фигуры людей выполнены японскими художниками в натуральную величину, и хотя лица несколько окарикатурены, представляют любопытное зрелище. Миновав японцев, мы проходим по южной галерее в торце здания, - сделав паузу под часами, чтобы обозреть открывающуюся перспективу дворца, - и оказываемся на западной стороне, где попадаем в картинную галерею.
Это постоянная выставка лучших произведений современной масляной живописи и акварели, открывающаяся новым собранием весной каждого года. Любую картину вы можете приобрести, а также потребовать после этого снять ее с выставки. Для замены проданных работ постоянно добавляются новые. Картинная галерея находится под управлением мистера Ч. Уэнтуорта Уосса; при ней учрежден Художественный союз Хрустального, членство в котором открыто для обладателей абонементного билета стоимостью в гинею с приплатой половины гинеи к цене абонемента. Пройдя через картинную галерею (в южной ее части выставляется масляная живопись, по другую сторону Центрального трансепта - акварели), мы найдем позади оркестра большое число интересных бюстов, принадлежащих очень ценному собранию, известному как Портретная галерея Хрустального дворца. Спустимся вниз и осмотрим последние четыре двора Изящных Искусств, расположенные по западной стороне нефа.
Двор Альгамбры был разработан Оуэном Джоунсом и построен Джеймсом Фергусоном при участии Лайарда, и оказал своим непривычным для англичан великолепием красок, сложностью орнамента и странным изяществом архитектурного стиля сильнейшее влияние на дальнейший викторианский дизайн и тенденции художественного оформления. Когда романистка Джордж Элиот посетила настоящую Альгамбру, она посчитала ее "значительно хуже" той, что видела в Хрустальном дворце. В основу реконструкции был положен Львиный двор, Зал правосудия, Диван и Зал Аббенсераггов знаменитого мавританского дворца Альгамбра в Гранаде, в Испании. Длина двора составляет 37 м, ширина - 15 м, а высота - 12 м. Вход во двор из нефа является репликой входа в Львиный двор, знаменитый своим центральным фонтаном, который поддерживают 12 мраморных львов. Львиный двор Хрустального дворца имеет 23 метра в длину, то есть две трети от длины оригинала, но колонны изготовлены в натуральную величину. Зал Аббенсерагов с его сталактитовой крышей и боковыми диванами изображает альгамбрский зал, где было зверски убито знатное гранадское семейство Аббенсерагов. Об этом дворе Альгамбры рассказывают анекдот: когда через несколько лет после открытия дворца в Сиднеме его посетил некий магометанский ученый муж, он написал в "Таймс" гневное письмо с возражениями против того, чтобы имя Аллаха, написанное по-арабски на одной из половых плиток, ежедневно попиралось бы ногами многочисленных орд неверных христиан. Вероятно, когда в оригинальной Альгамбре испанцам потребовалось заменить одну из изношенных плиток, они положили вместо нее плитку, взятую из другого места - а Оуэн и его помощники слепо скопировали ее во время реконструкции. Первоначально двор Альгамбры находился в Северном трансепте и погиб в пожаре 1866 года, но был восстановлен и теперь размещается здесь.
Следующий двор - Римский, в своем оформлении он подражает "архитектурным чудесам великолепного Колизея". Окраска его стен имитирует мрамор, которым обычно богатые римляне отделывали свои дома. Здесь во дворе мы найдем копии знаменитых шедевров - Аполлона Бельведерского, Венеры Калипигии (Прекраснозадой), Венеры Анадиомены (Выныривающей) - и других менее известных статуй. В боковом дворе помещены бюсты военачальников и императриц: Менандра, Посейдиппа, Агриппины и Траяна.
Позади Римского двора идет галерея, по которой мы можем перейти в заднюю часть Греческого двора, отделенную колоннадой. Здесь установлена копия фриза афинского Парфенона, однако его раскраска чисто гипотетическая. Тут также находится модель западного фронтона Парфенона, примерно в четверть от размера оригинала, и множество статуй и групп, включая знаменитую "Ниобию" из Флоренции, "Лаокоона", "Сон Ариадны" и "Дискобола". Стиль Греческого двора отмечен большой элегантностью и симметрией. В центре имеются модели храмов, скопированные с наилучших из сохранившихся греческих строений. Светлая расцветка этого двора была выбрана исходя из античных образцов. Однако по преимуществу Греческий двор является местом показа скульптуры: в Хрустальном дворце свыше 2000 статуй, это самая большая коллекция скульптуры в Британии.
И наконец последний, Египетский, двор с лежащими на страже львами. Как и во всех других дворах, он представляет из себя эклектичную смесь из копий элементов различных храмов и гробниц, а его архитектура характеризуется массивной основательностью. Два двора разделены рядом колонн, выполненных по образцу колоннады в Карнакском храме, а цветовое решение взято из настоящих древнеегипетских руин в Египте, причем все иероглифы имеют смысловое значение.
Итак, мы кратко осмотрели все дворы Хрустального дворца и вернулись к Центральному трансепту. Если теперь мы спустимся в цокольный этаж по лестнице в парковом конце трансепта, мы обнаружим еще несколько интересных мест. На север от лестницы располагается большое помещение, приспособленное под подержанные экипажи лучших изготовителей. Здесь также идет активная торговля. Помещения на юг от лестницы принадлежат Машиностроительному отделу и содержат несколько интересных выставок, среди которых можно порекомендовать печатные машины господ Чарльза Диккенса (старшего сына Диккенса-писателя) и Эванса, предоставляющие посетителям возможность наблюдать множество интересных процессов, связанных с искусством печати. Именно здесь печатают все, что необходимо как собственно Хрустальному дворцу, так и всей Компании. Обращает на себя внимание мастерская мистера Фентама по обработке слоновой кости, оборудованная интересными машинами; кроме того, здесь демонстрируются процессы печати на хлопке или шелке, а также некоторых из многих процессов, требующихся при изготовлении игл (видимо, это для викторианцев было завораживающим зрелищем, раз его показывали сразу аж в двух местах). Через этот отдел можно пройти в южное крыло и затем проследовать по колоннаде к железнодорожной станции. Мы же не станем спускаться в цокольный этаж, а пройдем через двери Центрального трансепта на Верхнюю террасу и перейдем к осмотру садов и парка.
Терраса тянется на всю длину Хрустального дворца и имеет в ширину около 15 метров. На ее парапете установлены 26 аллегорических мраморных статуй, символизирующих основные графства и промышленные города. Лестница шириной 29 метров ведет с верхней террасы на нижнюю, которая имеет ширину 156 метров и представляет собой оформленное в стиле итальянских парков место для гуляний, украшенное шестью верхними фонтанами и клумбами.
Здесь мы можем лицезреть бюст Пакстона, изваянный скульптором У. Ф. Вудингтоном в 1869. Этот массивный бюст из каррерского мрамора был создан на деньги, собранные по публичной подписке и открытой в июле 1873 года леди Фредерик Кавендиш из Чатсуорта.
За спуском с нижней террасы парк разрезает надвое широкая Центральная аллея длиной 810 метров. Примерно посередине, на уровне больших фонтанов, аллея имеет лестницу в несколько пролетов. По левую сторону от аллеи, у северного конца дворца, южнее Верхнего резервуара, располагается площадка для стрельбы из лука и далее пейзажный английский парк, разбитый вокруг Промежуточного резервуара. Северная половина парка вообще отведена под спортивные аттракционы. В выжившей после пожара 1866 года застекленной галерее северного крыла, кроме оранжереи и танцевальной площадки, устроен в 1870 году плавательный бассейн. Здесь находится скетинг-ринк, где за небольшую плату под надзором услужливых инструкторов вы можете прокатиться несколько кругов на роликовых коньках, и обычный ледовый каток.
Image hosting by Photobucket
Рекламная афиша Леоны Дир. Датирована в коллекции Британской библиотеки 1894 годом, но упоминание о первом полете в Англии скорее говорит о 1888 годе (указанные даты были субботами и в 1888, и в 1894 году).
Площадка для стрельбы из лука и ландшафтный английский парк является излюбленным местом для воздухоплавательных шоу, здесь начиная с 1859 года совершали подъемы на воздушных шарах многочисленные смельчаки-аэронавты. На первом подъеме всемирно известной американки Леоны Дир (Аделины Стьюарт) на воздушном шаре в Англии в Хрустальном дворце на Духов присутствовало более 62000 человек. Она выступала со своим аттракционом "стальные челюсти" - во время подъема отважная аэронавтка держалась зубами за перекладину трапеции, подвешенную к гондоле (но для страховки была все же привязана к гондоле), - по субботам 9, 16, 23, 30 июня и 7 июля в пять часов. Руководил подъемами другой известный аэронавт синьор Эдуардо Спелтерини. 6 августа - в банковский понедельник, - поднимался на воздушном шаре капитан Дейл.
Начиная с этого сезона здесь устроен новый аттракцион - Катальная горка. Мне не удалось найти сведений об авторе проекта этой катальной горки, скорее всего им был американец Ламаркус Адна Томпсон, который к 1888 году построил около полусотни схожих аттракционов в Америке и Европе. Кончено, этому аттракциону далеко до "американских горок" конца 20 - начала 21 века. Он представляет собой спуск с горки в ложбину и подъем на противоположную горку. Пассажиров катают в двух вагонетках, которые по очереди съезжают вниз и поднимаются наверх на другой стороне аттракциона. Каждая тележка имеет своего "вагоновожатого", обязанность которого состоит в том, чтобы затормозить тележку наверху и не дать ей скатиться вниз, для чего оба склона были оборудованы специальными стопорами. 6 сентября на аттракционе произошел несчастный случай, когда служитель либо забыл воспользоваться тормозом, либо стопоры оказались неисправными, и полностью загруженная тележка покатилась обратно и столкнулась с другой тележкой, катившейся ей навстречу, в самом низу, когда обе вагонетки имели наибольшую скорость. Пострадало несколько человек, из них одна, служанка по имени мисс Дей из Уиллсден-гарден, серьезно порезала голову и была доставлена в Норвудскую больницу. Ее судьба не известна, но "Таймс", сообщившая о происшествии, полагала, что у нее мало шансов оправиться. Трое других получили порезы и ушибы, но их ранения не представлялись столь серьезными.
Каскады и большой фонтан Северного бассейна не функционируют с начала 1880-х, когда вместо бассейна был устроен велосипедный трек. 8 июля при содействии трех велосипедных клубов - Лондонского, Левишемского и Брикстонского, - здесь состоялась открытая велосипедная гонка. Был проведен обычный велосипедный гандикап для всех желающих на одну милю (тридцать восемь записавшихся, тридцать два стартовали) и десятимильная гонка без форы на приз 50 фунтов, в которой победил Ф. Дж. Осмонд (Брикстонские Бродяги), обогнавший соперника на 15 ярдов и преодолевший дистанцию за 32 мин. 15 секунд. 15 июня на спортивных площадках дворца проходила встреча Атлетического клуба государственной (гражданской) службы, 30 июня состоялся праздник печатников, включавший беговой гандикап на 120 ярдов, 440 ярдов и на милю, открытый для любого служащего в типографии, если он был в состоянии за две недели внести секретарю Дж. С. Ходсону 1 шиллинг за каждый забег, в котором он желал участвовать.
В дальнем конце парка севернее аллеи с 1857 года располагается крикетная площадка. 22 августа здесь состоится крикетный матч "Австралийцев" против "Одиннадцати из Англии".
На южной стороне Центральной аллеи, рядом с одним из двух симметричных круглых фонтанов близ Нижней террасы, установлена круглой формы конструкция со стальным каркасом, облицованным кирпичом - так называемая "Панорама". Она была открыта в 1881 году и используется для демонстрации недавних больших исторических событий. В 1888 году за небольшую входную плату "Панорама" показывает защиту Рима гарибальдийцами.
Бассейн Южного фонтана в этом году приобрел необычный вид - через него перекинута модель Тауэрского моста, изготовленная в четверть натуральной величины по проектам, предоставленным корпорацией Лондонского Сити. Этот мост через Темзу еще только строится, его стоимость оценена в три четверти миллиона стерлингов, а открытие намечено через шесть лет, в 1894 году. Так что модель в парке Хрустального дворца дает прекрасную возможность познакомится с тем, как будет выглядеть этот будущий символ Лондона.
Теперь нам осталось посмотреть еще одну постоянную достопримечательность парка - Нижнее озеро в основании парка близ Анерлийского входа. В плане оно выглядит как сильно деформированная восьмерка, с двумя большими и двумя маленькими островами. Между двумя большими островами устроен водопадик, через который перекинут пешеходный мостик. Кроме того, мостками большие острова связаны с берегом озера. Это озеро иногда также называют "Приливно-отливным озером", поскольку для больших празднеств из него воду накачивали в Северную и Южную водонапорные башни, снабжавшие водой большие фонтаны. Здесь вы можете взять на прокат лодку и испытать себя в качестве гребца.
Искусственный утес на одном из больших островов демонстрирует публике обнажения пластов известняка "первичной формации", галечника, железной руды, угля и песчаника. Рядом находится реконструкция дербиширского свинцового рудника, который можно посетить опять же за небольшую плату. Над входом в рудник стражами застыли фигуры трех гигантских ирландских лосей. Это самые безобидные из тех 27 знаменитых доисторических чудовищ Хрустального дворца, что установлены на островах Нижнего озера. Животные были спроектированы Уотерхаузом Хокинзом и изготовлены из бетона на каркасе из железных прутьев. Кроме лосей, мы можем увидеть тут мозазавра, двух мирных игуанодонов, огромного плотоядного мегалозавра, двух крылатых птеродактилей, травоядного гилаозавра, двух похожих на крокодила морских телеозавров, пару торчащих из воды ихтиозавров, трех длинношеих плезиозавров, трех амфибий лабиринтодонтов, двух дицинодонтов и еще пять других чудищ, когда-то обитавших на земле, в болотах и морях мезозойской эры. Рассказывают случай, как некий посетитель-ирландец, упившийся до белых слонов на одном из фестивалей трезвости во дворце, пришел в себя рано утром на берегах Доисторического озера и больше никогда не пил.
Еще одна спортивная площадка в парке - гимнастическая, она находится между озером и аллеей. Это поле, ограниченное со всех сторон кроме восточной, обращенной к аллее. Оно традиционное используется для выставок, шоу и спортивных состязаний.
Мы осмотрели основные постоянные увеселения парка. Однако компания Хрустального дворца стремилась организовывать на своей территории постоянную череду музыкальных концертов, фестивалей и выставок, привлекавший наибольшее число посетителей и потому приносивших наибольший доход. 19 апреля, в день памяти Дизраэли, проходит праздник Первоцвета в честь лорда Биконсфилда, с открытием колоссальной статуи политика, изготовленной скульптором Бирчем из Королевской Академии Искусств. Каждый четверг начиная с дня рождения королевы Виктории 24 мая с Нижней террасы устраиваются большие пиротехнические представления фирмы Ч.Т. Брока и Ко. С 9 июня каждый летний вечер пятьдесят акров самых живописных частей сада отводятся для иллюминаций. В парке играет военный оркестр компании, танцует большой пасторальный балет.
Типичная программа такой иллюминации, происходившей, скажем, в субботу 22 июня и организованной управляющим Хеншо Расселом, была следующие: сперва состоялся концерт Общества Тонического Соль-Фа (служивший преддверием Генделевскому фестивалю), а после наступления темноты парк заблистал бесчисленными калейдоскопическими лампами, которыми были украшены цветники, Розарий был очерчен по контуру мириадами фонариков и сопровождался музыкой военного оркестра, модель Тауэрского моста через Южный бассейн также была украшена по контуру венецианскими фонарикам. Центром же всего представления была танцевальная версия шекспировского "Сна в летнюю ночь" на фантастическую (более-менее, как осторожно заметил корреспондент "Пенни Иллюстрейтед Пейпер") музыку Оскара Барретта, исполненная под руководством Катти Ланнер труппой "настоящих фей в очаровательных костюмах".
В банковский понедельник 6 августа через турникеты Хрустального дворца и парка прошло 66 715 посетителей (годом раньше их было в этот день 45 206). Утром погода была прекрасной, хотя и холодной для этого времени, а к вечеру пошел сильный ливень, продолжавшийся несколько часов и серьезно подпортил настроение тем, кто решил прогуляться в парке. Тем не менее было дано пять органных концертов и один концерт легкой музыки, капитан Дейл поднялся на своем воздушном шаре, был исполнен волшебный балет "Сон в летнюю ночь", а также вступила Летинская труппа велосипедистов. Вечером был обычный фейерверк господ К. T. Брока, показывающий гибель Великой армады.
В конце августа, 27 числа, Хрустальный дворец принял у себя большой праздник лесничих, один из наиболее популярных празднеств в Лондоне, завершившийся великолепным балом. Весь доход поступил в фонд Подарков Терпящим бедствие (Distress) и на приют для пожилых лесничих, их жен и вдов.
22 сентября в Хрустальном дворце состоялся первый водный фейерверк, который привлек многочисленных зрителей из Лондона. Первым из многочисленных развлечений, предложенных публике управляющими дворца, был органный концерт доктора Ч.У. Пирса и компанейского военного оркестра в самом здании. В половине четвертого состоялся вокально-инструментальный концерт в концертном зале, дирижируемый О. Маннсом, в котором дебютировали две певицы, мисс Эффи Томас и мадам Эвелина Селим, и две музыкантши, мисс Мария Шуманн (скрипка) и мисс Луиза Шуманн (фортепиано). Другими вокалистами были мисс Клодин О'Брайн и господа У. Бракстон Смит и Франк Суинфорд. Затем на террасе доктором Хоулденом и компанейским оркестром был представлен "Charmation", после чего настало время показа больших фонтанов, сопровождаемого игрой оркестра лейб-гвардии гренадерского полка в Розарии и вслед за ним волшебным балетом "Сон в летнюю ночь", поставленным мадам Катти Ланнер и мистером Оскаром Барреттом. Но главным аттракционом, конечно, стало водное феерическое представление мистера Брока у Южного бассейна, перекрытого Тауэрским мостом - настоящий шедевр пиротехнического искусства. Без двадцати девять был дан сигнал воздушным бураком, и почти тотчас берег бассейна ослепительно засверкал цветными огнями, которые дополняли прекрасное впечатления от освещения моста. Огненное шоу продолжалось полчаса и включало ракеты с призматическими оттенками, спиральные фонтаны, крутящиеся ракетные фонтаны и китов и дельфинов, занавес из алмазных искр, гонки лебедей, допотопную сцену, море порхающих огней, огненную иллюминацию моста и закончилось под гром оваций магниевой сферой. Оркестр гренадер в Розарии закончил дневную программу в 10:15. Было решено, что в ближайшее время такое представление будет повторено еще несколько раз.
Ну, и последнее, о чем осталось сказать - это рестораны и буфеты Хрустального дворца. Начиная с 1864 года, эстафету по обеспечению питания посетителей переняли у мистера Странджера господа Бертрам и Робертс. Эти господа оказались вполне на своем месте, и могли с равным успехом обслужить изысканный частный обед и массовый прокорм толп посетителей в банковский выходной, когда количество посетителей исчислялось в шестьдесят или семьдесят тысяч человек. Собственно ресторанов во дворце несколько: обширный буфет-ресторан, занимающий помещение позади перегородки (скрина) Королей и королев, ресторан в южном крыле напротив Хрустального фонтана (там же, за скрином), Мраморный зал и открытый ресторан на Верхней террасе (некоторые имеют также отдельные кабинеты). В цокольном этаже, в Машиностроительном отделе, располагаются третьеклассные чайные, кофейные и закусочные комнаты.
Что же предлагается во всех этих заведениях? В буфете-ресторане с половины первого дня подаются по карте обеды, в Мраморном зале накрывается горячий обед с овощами, который вместе с обслуживанием стоит 2 шилл. 6 пенсов. Обеденный зал в южном крыле предлагает горячий обед, состоящий из толстого жареного филея, кабаньих голов, вареной говядины, йоркской копченой ветчины, телятины и пирогов с ветчиной, пикулей и хлеба с сыром - все это с обслуживанием стоит 2 шиллинга с человека. Если вы хотите отведать холодный обед, то он обойдется вам в 3 шиллинга: в него входят толстый жареный филей, кабаньи головы, жареный цыпленок, вареная говядина, йоркская ветчина, телятина и пироги с ветчиной, язык, пикули, хлеб и сыр. Вина заказываются отдельно. С трех часов здесь собираются на чай (стоимостью 1 шилл. 6 пенсов: собственно чай или кофе, холодное мясо с сыром и хлебом или пирог с телятиной). В ресторане на террасе, в Мраморном зале и в Концертном зале в Центральном трансепте с часу подают чай за 1 шиллинг, который состоит из кекса с изюмом либо хлеба и масла по желанию. Кроме того, ленчи, чай, кофе и легкие закуски могут быть получены в различных буфетах во дворце и в парке (желе, например, кофе или чай стоили по 6 пенсов, а шампанское можно было купить за 7 шилл. 6 пенсов.)
По воскресеньям от вокзала Виктория Лондонская, чатамская и дуврская железная дорога и Лондонская и брайтонская железная дорога пускают специальные поезда для тех, кто желает отобедать в Хрустальном дворце. Вообще-то директора "Компании Хрустального дворца" блюли День Господень и по воскресным дням дворец и парк были закрыты, но в 1888 году для желающих там отобедать они возобновили существовавшее раньше дозволение в июне и июле посещать дворец в определенные часы, куда этих посетителей допускали при предъявлении визитных карточек. Обеды эти самого отменного качества, стоят очень дорого, и накрываются в ресторане на террасе, откуда открываются виды не только на парк, но и на прекрасный пейзаж вдали.
HotLog
Tags: victoriana
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments