Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Хрустальный дворец в 1888 году. Часть 2.


Image hosting by Photobucket
Центральный неф хрустального дворца
Image hosting by Photobucket
Крытая терраса Хрустального дворца в южной части нефа, переоборудованная к 1888 году под ресторан.
Image hosting by Photobucket
Генделевский фестиваль
Image hosting by Photobucket
Запись Генделевского фестиваля на "Усовершенствованный фонограф Эдисона".
Image hosting by Photobucket
Звезды Генделевского фестиваля в 1888 году: Огастус Маннс, мадам Олбани и тенор Эдуард Ллойд
Image hosting by Photobucket
Генделевский фестиваль
Image hosting by Photobucket
Шахматный турнир в Хрустальном дворце
Иллюстрация из "Пенни Иллюстрейтерд Пейпер"
Image hosting by Photobucket
Трицикл "Агилис", производившийся компанией "Крипто Сайкл". Специально для фотографической выставки, проводившейся в Хрустальном дворце 20 февраля 1888 года, на нем было установлено фотографическое оборудование. Как гласит рекламный плакат, с которого взято изображение трицикла, это "идеальная машина для тех джентльменов, кто хочет совместить фотографию с ездой на велосипеде. В сложенном виде он имел ширину около 60 сантиметров и стоил без фотокамеры 22 гинеи.

Image hosting by Photobucket
Перегородка ("скрин") с фигурами королей и королев
Мы находимся теперь в Южном трансепте дворца, посреди которого вдоль нефа тянется длинный бассейн с Хрустальным фонтаном, перевезенным сюда из Хрустального дворца 1851 года. Здесь же можно полюбоваться установленной поперек нефа резной деревянной перегородкой (скрином) - характерная деталь английских соборов, - со скульптурными изображениями английских монархов, скопированных со скульптур в Новом дворце в Вестминстере. В открытом коридоре трансепта помещена камера-обскура. В противоположном конце этого трансепта находится винтовая лестница, ведущая в гимназию, устроенную в галерее наверху. Вообще, образовательные учреждения дворца активно используют обширные художественные и другие собрания для обучения, а университет для дам при Хрустальном дворце, имеющий 33 преподавателя, в том числе несколько выдающихся профессоров, предоставляет своим пятистам студенткам возможности едва ли не большие, чем какие-либо другие университеты. Существующая с 1872 года на первом этаже Южной башни школа практического машиностроения является, вероятно, самой успешной и наиболее практической подобной школой в Англии; активно действует здесь Отдел для художественного и экономического усовершенствования земли и отдел ландшафтного садоводства.
На галерею мы сейчас подниматься не станем, вместо этого оставим Южный трансепт и перейдем ко дворам на обращенной в сторону парка стороне нефа, чтобы посмотреть их, двигаясь в сторону Центрального трансепта. Первым будет двор с выставкой фарфоровых и стеклянных изделий господ Каллума и Шарпуса. Затем Двор костюма, где господа Николсон и Ко. представляют большое разнообразие дамских костюмов.
Третий двор значительно интересней первых двух. Он разделен на две части центральной дорожкой, идущей от входа из нефа. Справа помещается отдел, посвященный научным оптическим и метеорологическим инструментам и фотографии, и занят господами Негретти и Замброй. Именно здесь располагается известная всему Лондону комната фотографического портрета Хрустального дворца, и на улице должна быть действительно очень мрачная погода, чтобы невозможно было сделать ваш портрет. Вы можете приобрести здесь множество изящных видовых карточек, в том числе все те, что были сняты в Хрустальном дворце и его парке; только здесь можно также получить фотокарточки всех предметов искусства в коллекциях Хрустального дворца. Отдел слева от центральной дорожки занят Новым Книжным двором и Двором туристов. Первый по сути дела является дополнением читального зала библиотеки, где издатели систематически рекламируют все издаваемые ими книги; вы можете купить любую из них. Ассортимент книг здесь, согласно уверениям путеводителя, исключителен, потому что в обычной книжной лавке он ограничен местным спросом, а здесь розничный покупатель имеет доступ ко всем находящимся в текущей продаже книгам любого издателя. Особый отдел составляют книги школьные и образовательные; тут же почтовая контора и контора денежных переводов. Двор туристов занимает место в этом же отделе со стороны парка. Здесь мы найдем самую большую из когда-либо производившихся прежде карт Европы - квадрат со сторонами, равными шести с половиной метрам, - специально для этого двора вручную изготовленную королевскими географами В. и A. K. Джонстонами. Ее предназначение в том, чтобы показать маршруты путешествий по Европе; турист или даже более серьезный путешественник может сесть перед ней и рассчитать, как ему лучше всего добраться от одного пункта до другого, или даже выбрать, куда отправиться в путешествие. Здесь всегда можно получить более крупномасштабные карты и путеводители для любого района. Решившись на что-нибудь, вы тут же в кассе можете получить для своего путешествия билеты, паспорта, циркулярные аккредитивные письма и любую необходимую информацию по своей поездке - вплоть до своих расходов на гостиницу во всех пунктах вашего маршрута. Прямо здесь в конторе вы можете купить любые билеты знаменитого агентства Кука по тем же ценам, что и в их лондонском офисе - в Египет или Иерусалим, во Францию или на английские курорты, хоть вокруг света; свое путешествие в любую точку мира можно начать со Двора туристов.
Последним по этой стороне, прежде чем мы достигнем Концертного зала в Центральном трансепте, является Двор художественной мебели. Позади этих дворов располагается Каретный отдел, пожалуй, одна из самых обширных выставок этого рода в Англии, он содержит большое число самых лучших и новых экипажей всех крупных изготовителей и предоставляет покупателям возможность выбрать себе транспортное средство при вполне достаточном выборе и удобстве сравнения. Контора по продажам находится здесь же.
Итак, мы возвратились обратно к Центральному трансепту. Самое время теперь осмотреть сам трансепт и северный отрезок нефа; он значительно короче, так как северный трансепт, уничтоженный пожаром 1866 года, так и не был восстановлен. Если встать лицом на север, то по левую руку окажется знаменитый Генделевский оркестр - расположенные амфитеатром места для хора и оркестрантов. Ширина его составляет 66 метров, а площадь в два раза превышает площадь Сент-Джеймского зала в Лондоне и больше площади любого самого большого концертного зала в мире. Высота верхнего яруса достигает 18 метров, что сравнимо с высотой Бирмингемской ратуши, а в глубину от переднего ряда до заднего - 30 метров. На вершине этого амфитеатра установлен знаменитый Генделевский орган, изготовленный Греем и Давидсоном. Он имеет 4384 трубы, четыре клавиатуры и 66 регистров. Его гигантские размеры впечатляют, однако, по свидетельствам современников, этот орган имеет очень высокую тональность, чем весьма затрудняет жизнь хористам, вынужденным петь в его сопровождении. Любители органной музыки ежедневно могут слушать органные концерты, которые дает Альфред Дж. Эйр.
Image hosting by Photobucket
Огастус Маннс
По правую руку находится Концертный зал на 4000 мест, где ежедневно исполняет избранное из классической и популярной музыки превосходный компанейский оркестр под руководством своего неизменного дирижера Августа Маннса (1825-1907), немца по происхождению.
Как я уже писал раньше, каждые три года в Хрустальном дворце проводился Генделевский фестиваль, и 1888 год как раз является фестивальным годом. Практически со всей Великобритании съезжаются в эти дни исполнители для участия в Фестивальном хоре, который насчитывает 4000 человек. Также со всей Великобритании съезжаются в огромном числе зрители, и практически каждая ежедневная газета в стране считает своим долгом послать на фестиваль своего представителя. Солисты фестиваля в этом году: сопрано мадам Олбани, мадам Нордика и мадам Валерия; контральто мадам Пати и мадам Требелли; теноры мистер Эдуард Ллойд и мистер Сантли, и басы мистер Бридсон и мистер Бреретон. На первый день фестиваля назначено исполнение "Мессии" (25 июня), на второй день (27 июня) - избранное из духовных и светских произведений Генделя, а "Израиль в Египте" на третий день (29 июня). Генделевским фестивальным хором и оркестром дирижирует все тот же Август Маннс. В эти дни дворец открывает свои двери в 11 утра, а концерты начинаются в 2 часа пополудни. Стоимость билетов колеблется от 7 шилл. 6 пенсов до 25 шиллингов. Исполнение "Израиля в Египте" знаменательно тем, что удостоилось чести быть записанным на восковой цилиндр "усовершенствованного фонографа" Эдисона, присланного представителю Эдисона в Англии полковнику Дж. Э. Гуро, и три сохранившихся цилиндра являются самой ранней из дошедших до XXI века аудиозаписей, сделанных в Великобритании.
Image hosting by Photobucket
Блондин в 1888 году.
Среди других значительных музыкальных событий 1888 года можно назвать также Хоровой фестиваль воскресных школ, который состоится 12 июня с участием 5000 голосов. Не обошлось в этот год без уже описанного в третьей части очерка Блондина. 64-летний французский канатоходец Жан Франсуа Гравеле, известный под сценическим именем Блондин, как раз возвратился из продолжительного и успешного тура по Австралии, Новой Зеландии и Южной Америке, и согласился дать несколько показательных выступлений исключительно в Хрустальном дворце. Первое представление состоится 1 октября, в понедельник, в три часа дня.
Здесь же в трансепте располагаются Большая сцена и Оперный дом. Два-три раза в неделю во дворце дают драматические представления лучшие лондонские и провинциальные труппы, обычно это происходит по вторникам и четвергам. По вечерам устраиваются популярные среди публики вечерние концерты и драматические развлечения. 16 апреля в комедии Теодора де Банвийя "Грингуар" и в "Смешных жеманницах" Мольера здесь блистает мсье Кокелин, 21 июля актеры из труппы Королевской итальянской оперы мистера Огастоса Харриса дают лирическую комедию "Дон Джованни", мистер Лайонел Браф 6 августа играет в фарсовой комедии "Погоня по бумажному следу", а 13 сентября на театральном вечере даются "Виндзорские проказницы" Шекспира. Музыку специально для этой комедии написал сэр Артур Салливан, а роль Фальстафа исполняет мистер Бирбом Три. 6 октября труппа Королевской итальянской оперы дает представление "Кармен". 23 декабря в преддверии Рождества во дворце исполняют элегантную юмористическую пантомиму "Милая Золушка", написанную Хорасом Леннардом и поставленную Оскаром Барреттом. Ее сопровождают балетные номера, поставленные искусным синьором Франческо, и гротескные танцы, поставленные мистером Джоном Д'Обеном. Кроме "Золушки", публика увидит отменное варьете неповторимой Семейки Краггов и шустрых Юджинов, "Кадрили британской армии" Джулльена в исполнении Колдстримской гвардии, волынщиков Шотландской гвардии и компанейского оркестра.
20 февраля Хрустальный дворец принимает фотографическую выставку, а 18 августа в Центральном трансепте открывается первый национальный кооперативный фестиваль, экспонаты которого занимают почти весь трансепт. Цель этого фестиваля двоякая: с одной стороны продемонстрировать работающим мужчинам и женщинам силу и возможности самопомощи, заключенные в кооперативном движении, а с другой - показать достижения промышленных классов в кооперативном пользовании складами и кооперативной занятости мелких собственников.
Ну что ж, пора дальше. Мы пройдем до конца здания, следуя по правой стороне нефа, обращенной к парку, а затем вернемся по противоположной стороне к Центральному трансепту. Начнем с четырех больших восточных дворов - Итальянского, Ренессансного, Средневекового и Византийского, второй и третий из которых подразделен внутри на более маленькие дворики.
Первый на нашем пути - Итальянский двор. Он построен в стиле, который римская знать использовала в своих дворцах, а за основу взят дворец Фарнезе. Здесь мы можем лицезреть копию статуи Микеланджело "Мадонна с младенцем"; на южной стороне установлена копия памятника Джулиано Медичи из Флоренции, на противоположной стороне - знаменитые "Ночь и День", микеланджеловский памятник Лоренцо Медичи, также из Флоренции, группа Бернини "Мадонна с мертвым Христом", "Пьета" Микеланджело; в центре - копия фонтана из Рима, а в галереях - копии фресок Рафаэля из Ватикана. В галерее позади двора обратите внимание на расписные потолки, частично скопированные с росписей Рафаэля, и на "Моисея" Микеланджело, приводящего в восторг всех любителей искусства. Художественное оформление смежного вестибюля, ближнего к Центральному трансепту, скопировано с особняка в Милане.
Небольшой Елизаветинский дворик обязан своими архитектурными деталями Голландскому дому в Кенсингтоне. Здесь находятся копии некоторых надгробий елизаветинской эпохи из Вестминстерского аббатства, в том числе надгробие Марии Стюарт, королевы Шотландской, королевы Елизаветы I, а также графини Ричмонд, матери Генриха VII Тюдора. Здесь также установлена копия бюста Шекспира из Стратфорда-на-Эвоне.
Фасад Ренессансного двора, обращенный к нефу, скопирован с особняка в Руане, построенного в начале шестнадцатого столетия. В центре двора находится фонтан из французского замка и два бронзовых питьевых фонтанчика из герцогского дворца в Венеции, устроенных как фонтанные бассейны. Среди многочисленных экспонатов обратите внимание на копию ворот баптистерия из Флоренции, столь знаменитых в искусстве; ворота времен Высокого Возрождения из дворца Дория в Генуе; и еще одни, с пятью барельефами из Флорентийского музея, над ними; различные композиции Высокого Возрождения (чинквеченто) на задней стене; луврские кариатиды, поддерживающие бронзовый рельефный люнет Бенвенуто Челлини "Нимфа Фонтенбло"; часть интерьера основного входа в монастырь Чертоза ди Павиа и две статуи Донателло: Св. Иоанн Евангелист в мраморе и Давид в бронзе. Примыкающий вестибюль содержит бронзовый монумент Людвига Баварского и ряд других образцов искусства Возрождения. В галерее позади двора находится памятник Ричарду Бичампу, графу Уорику из Уорика, считающийся одним из прекраснейших готических монументов, существующих в Англии.
Следующий двор - Средневековый, он был разработан Дигби Уайатом и Дж. Б. Уорингом и содержит ряд меньших двориков, посвященных средневековью различных стран. У внешнего входа из нефа статуи Св. Петра, Св. Павла и Св. Иоанна из церкви в Лангене (Германия). Далее статуя Богоматери из Академии в Нюрнберге и колоссальная статуя Св. Петра из Кельнского собора. Слева можно видеть статую Богоматери из церкви в Лангене, бюст Христа из Винчестерского собора и фигуры из Уэллского собора в Сомерсетшире. Внутри находятся копии надгробий: Уильяма де Лонгспи, графа Солсбери, из Солсберийского собора; лежащие изображения Генриха III из Вестминстерского аббатства и епископов Килкенри и Нотуолда из собора в Илае, а также изображения епископа Пуера из Солсберийского собора и Филлиппы, жены Эдуарда III, из Вестминстерского аббатства. Детали Французского и Итальянского средневековых дворов скопированы с различных иностранных церквей, но большей частью взяты от собора Парижской Богоматери.
Вход в Английский средневековый двор находится под остроконечной аркой, взятой от западного фронтона аббатства Тинтерин в Монмутшире и налепленной на фасад аббатства Гизборо в Йоркшире, и ведет в "монастырь", построенный в так называемом декорированном стиле - английской готике 14 века (этот стиль отличался изогнутыми линиями ажурной каменной работы и обилием орнаментальной скульптуры), - с порталом из Вустерского кафедрального собора в северном конце и порталом из Илая в противоположном конце. Сам двор содержит множество копий фрагментов старых церквей: богатый портал из Рочестерского собора ведет к паперти, посередине - украшенная купель из Уолшингема в Норфолке. Любители готической архитектуры получат большое удовольствие от многочисленных порталов, могил, ниш и балдахинов, заполняющих этот двор.
Выйдем в неф и перейдем к следующему дворику, посвященному исключительно экземплярам готического искусства и архитектуры в Германии и поэтому стилизованному под немецкий средневековый двор. Здесь мы увидим копию знаменитого церковного портала в Нюрнберге работы Петера Фишера и Адама Краффта, отделяющую двор от вестибюля. Среди экспонатов выделяется конная статуя Святого Георгия с соборной площади в Праге и некоторые гробницы епископов и других церковных иерархов.
Последний двор по этой стороне, Византийский, иллюстрирует архитектурный стиль, подражающий характеру архитектуры Константинополя времен греческих императоров. Мы входим в него через среднюю из трех арок, которые сообщаются с нефом, и поворачиваем направо, проходя вдоль копии монастырской церкви Св. Марии Лах в Кельне. Крыша ее украшена византийским орнаментом, имитирующим стеклянную мозаичную работу. В середине двора - мраморная копия фонтана из женского монастыря в Хейстербахе на Рейне. Здесь же установлены лежащие надгробные фигуры Генриха II и его королевы Элеоноры, Ричарда I Львиное Сердце и его жены Беренгарии, Иоанна Безземельного и его жены Изабеллы, скопированные с надгробий в аббатстве Фонтевро в Руане, месте погребения Плантагенетов. Среди других достопримечательностей обратите внимание на портал Приора из Илая, фрагмент базилики Сан-Джованни в Латерано, на любопытный норманнский портал с зигзагообразным карнизом из Килпекской церкви в Херефордшире, выполненный в поздненорманнском стиле, и на портал Майенского кафедрального собора с бронзовыми дверями внутри из Аугсбургского собора.
Мы дошли до северного конца нефа. Первоначально Хрустальный дворец был симметричным и дальше на север был расположен поперечный Северный трансепт с Тропическим отделом, но во время пожара 1866 года он вместе практически со всем содержимым погиб и никогда больше не восстанавливался. Тем не менее в этом конце дворца также имеется красивый фонтан с бассейном, в котором растут водные растения, а пространство кругом заполнено растениями теплых регионов. До пожара здесь стоял огромный кусок коры с нижней части пня гигантской калифорнийской секвойи, которая в природных условиях вырастает до 120 метров в высоту. Сейчас около фонтана установлен Водяной барометр высотой 12 метров, который первоначально был воздвигнут профессором Даньелом в холле зала Королевского общества в Сомерсет-Хаузе и только позднее перемещено сюда. Верхушка это водяной колонны может быть видна с первой галереи. Поскольку коэффициент теплового сжатия воды в 12 раз больше, чем ртути, очень интересно наблюдать колебания водяного столба при неустойчивой погоде. В холодную погоду Тропический отдел отгораживается от остальной части дворца стеклянной перегородкой.
Из этой части здания лестница спускается направо мимо буфета в Морской аквариум. Аквариум был построен на лучших основаниях еще в 1872 году, имел 38 резервуаров и сейчас ему уже больше полутора десятков лет. Он уже пережил свои лучшие времена, когда здесь находилась большая, возможно наибольшая коллекция морских и пресноводных обитателей. Среди наиболее заметных диковинок в Аквариуме в максимально приближенных к естественной среде обитания условиях жили тогда осьминог (первый был выловлен еще в 1874 году в Дувре у Адмиралтейского причала и послан в Хрустальный дворец), скат, треска и камбалы, крабы и лобстеры, около трех тысяч морских актиний, с полдюжины морских ежей и звезд, морские коньки, различные кораллы и губки, а также лососевые и некоторые редкие виды рыб из дальних морей. Аквариум уже приходит в упадок, однако все еще интересен, и его осмотр стоит потраченных на вход 6 пенсов.

HotLog
Tags: victoriana
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment