Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Categories:

Хрустальный дворец в 1888 году

"Нет ни одного места в Лондоне или вокруг него, столь же пригодного для однодневной загородной прогулки, как Хрустальный дворец. Он объединяет красоту, свежий воздух, интеллектуальное окружение и хороший ресторан: последний является объектом для отдыха по выходным."
London Chatham & Dover Railway Illustrated Guide, 1870

Image hosting by Photobucket
Верхняя станция Хрустального дворца.
Image hosting by Photobucket
Променад Хрустального дворца. Слева гостиница "Белый лебедь"
Image hosting by Photobucket
Раскрашенная фотография Филиппа Деламотта. Хотя она сделана на 30 лет раньше, она позволяет уяснить цветовое решение интерьеров дворца.
Image hosting by Photobucket
Другая раскрашенная фотография Филиппа Деламотта. На заднем плане фигуры колоссов из Абу-Симнеля, не восстанавливавшиеся после пожара 1866 года.
Image hosting by Photobucket
Раскрашенная фотография Филиппа Деламотта.
Image hosting by Photobucket
Внутренний вид Хрустального дворца с галереи
Image hosting by Photobucket
Манчестерский двор
Image hosting by Photobucket
Помпейский дом
Image hosting by Photobucket
Помпейский дом
Image hosting by Photobucket
Чучело яка в музее Естествознания
Image hosting by Photobucket
Школьный учитель: гравюра, изображающая сценку из Вюртембергского музея
Image hosting by Photobucket
Кошачье семейство: гравюра, изображающая сценку из Вюртембергского музея

1888 год запомнился в Англии как год, когда на улицах Восточного Лондона внезапно появился и также неожиданно исчез знаменитый Джек Потрошитель. Все другие многочисленные события - и Парнелловская комиссия, и реформа самоуправления, и стачка работниц спичечных фабрик, и колониальные успехи и поражения - стерлись из памяти. Однако именно в этом году я предлагаю желающим последовать за мной предпринять виртуальную поездку в Хрустальный дворец и совершить по нему небольшую экскурсию, а затем прогуляться в парке - в качестве введения во времена Потрошителя, о попытках полиции поймать которого я намереваюсь рассказать в ближайшее время.
Летом при хорошей погоде можно поехать в экипаже. Те, кто не имеют собственного выезда, смогут нанять брум или викторию - в нашем случае наем одноконного экипажа в каком-нибудь из лучших вест-эндских заведений будет стоить 1 фунт 1 шилл., пароконного - 1 фунт 10 шилл.; впрочем, поскольку мы планируем пробыть в Сиднеме достаточно долго, следует рассчитывать, что цена будет процентов на двадцать выше. Кроме того, на любом вокзале можно нанять брум за 3 шилл. 6 пенсов первый час и 2 шилл. 6 пенсов за каждый последующий. Экипаж доставит нас прямо ко входу в Центральный или в Южный трансепт, либо к нижней части парка, где имеются ворота со стороны Андрели, Пенджа и Сиднема.
Но мы выберем более удобный путь - поездом. Сиднем всего в семи милях от вокзала Лондонский мост, путешествие займет всего минут двадцать, да и поезда ходят часто - каждые четверть часа. Попасть туда можно либо на Нижнюю станцию "Хрустальный Дворец", принадлежащую Лондонской и брайтонской железной дороге, куда поезда отправляются с вокзалов Виктория, Лондонский мост и со станции Аддисон в Кенсингтоне, либо на Верхнюю станцию, принадлежащую Лондонской, чатамской и дуврской железнодорожной компании, куда поезда ходят с вокзалов и станций Виктория, Мургейт-стрит, Холборн-Виадук, Ладгейт-стрит и Св. Павла. На каждой из этих железнодорожных веток имеются узловые станции, где можно совершить пересадку на эти поезда практически с любого направления.
По главной ветке Лондонской, чатамской и дуврской железной дороги имеется также станция в Пендже, а Брайтонская компания доставляет своих пассажиров со станций на главной ветке через Кройдон не только ко дворцу, но также в Анерли, Пендж и Сиднем (и все от дворца в пределах короткой прогулки пешком). В случае каких-нибудь грандиозных праздников в Хрустальном дворце и большого наплыва посетителей обе конкурирующие компании отправляют также специальные поезда с основных лондонских вокзалов.
Если мы отправимся с вокзала Виктория, Лондонский мост или Блекфрайрз, проезд в один конец обойдется нам в 1 шилл. 3 пенса в вагоне 1 класса, 1 шилл. в вагоне второго класса и 7 пенсов в третьем классе. Билет туда и обратно стоит дешевле - 2 шилл., 1 шилл. 6 пенсов и 1 шилл. соответственно. Купить билет можно заранее: либо в конторе Хрустального дворца близ входа в Центральный трансепт, либо в конторах железных дорог на вокзалах Лондонский мост и Виктория, либо в Центральной билетной кассе на Эксетер-Холл, 2. Мы же сделаем это или прямо на вокзале перед отправлением, или уже по приезде в Сиднем. Если покупать билеты во дворец и на проезд отдельно, то входная плата составит в обычные дни 1 шиллинг, однако в особые праздничные дни, а также зимой по субботам до 17 часов плата вырастает до 2 шилл. 6 пенсов, после чего снижается опять до того же 1 шиллинга. Для постоянных посетителей имеются также персональные абонементные годовые билеты стоимостью в одну гинею (21 шиллинг), дающие ряд особых привилегий, таких как дополнительные концерты и т.д. В дни, когда за вход берется один шиллинг, можно купить железнодорожный билет туда и обратно сразу же со включенным в билет входом. Стоят такие билеты для первого, второго и третьего класса 2 шилл. 6 пенсов, 2 шилл. и 1 шилл. 6 пенсов соответственно. Если с нами едут дети до двенадцати лет, то билет им покупается за полцены. Скидки на проезд получают также школы и просто большие группы, но они должны обратиться с заявлением к генеральным директорам любой из осуществляющих перевозки в Сиднем железнодорожных компаний либо к управляющим "Компании Хрустального дворца" хотя бы за три дня до намеченной поездки.
Image hosting by Photobucket
Подземный переход с вокзала во дворец.
Те, кто приезжают в Сиднем на Нижнюю станцию, в хорошую погоду пересекают парк пешком прямо к центральному входу на верхней террасе, а в ветреную или дождливую - по крытой стеклянной колоннаде, обильно украшенной вьющимися растениями и скульптурами, до южного крыла здания. Мы же отправимся поездом до Верхней станции, так как оттуда удобнее начать нашу экскурсию. Поезд выныривает из короткого туннеля, прорезающего вершину Сиднемского холма, и слева между двух водонапорных башен становится виден Хрустальный дворец - огромный стеклянный павильон длиной более километра и высотой с 12-этажный дом, с полукруглой прозрачной крышей и двумя поперечными нефами (трансептами): Центральным и Южным. Когда-то у дворца был и Северный трансепт, но после пожара 1866 г. Его не стали восстанавливать и здание теперь несимметрично и короче на одну пятую своей первоначальной длины. Проехав до южного конца дворца, поезд втягивается под крышу вокзала, выстроенного из красного кирпича и темно-желтой терракоты. Мы высаживаемся из вагона на дебаркадер и спускаемся вниз по трем лестничным пролетам, последний из которых перекрыт простой кирпичной аркой, в крытый внутренний дворик. Из этого дворика под променадом Хрустального дворца путь идет по короткому мощеному подземному переходу, построенному в византийском стиле итальянскими строителями склепов. Сводчатый потолок перехода поддерживается четырьмя рядами восьмиугольных кирпичных колонн с рельефными основаниями и капителями. Затем мы поднимаемся прямо в Хрустальный дворец и оказываемся у юго-западного угла Центрального трансепта.
В Хрустальном дворце пять этажей - цокольный, основной наземный и три внутренних галереи, опоясывающих здание. Унылое однообразие чугунных колонн и ферм скрашивают многочисленные расставленные везде тропические растения и свисающие с галерей корзины с цветами, за которыми не так заметна промышленная упорядоченность металлических конструкций.
Image hosting by Photobucket
Обложка официального путеводителя по дворам и коллекциям Хрустального дворца, 1888 год.
Прямо при входе стенд с креслами на колесах, которое можно нанять, если посетитель по болезни или другим причинам затрудняется вынести продолжительную прогулку по дворцу на ногах. Можно также организовать перенос инвалидов от железнодорожной станции во дворец или подъем их на галереи. Здесь же продаются официальные путеводители. Что ж, отдадим служителю шиллинг за эту брошюрку и начнем. Но для начала я приведу небольшой отрывок из воспоминаний известного итальянского путешественника и писателя Эдмондо де Амичис (1848-1906) "Заметки о Лондоне", изданных в 1883 году, который хорошо передает сильное, но очень хаотическое впечатление, производившееся дворцом на впервые оказавшихся здесь:
"Внутри это один огромный зал, небольшой мирок. С первого взгляда вы не понимаете ничего. Из одного двора вы проходите в кафе, из кафе в базар, из базара в сад или музей. Среди кипарисов, лавров, алоэ, пальм и всех этих великолепных растений тропического пояса жирафы вытягивают свои шеи и статуи Микеланджело поднимают свои головы. От сфинксов египетского внутреннего двора вы видите вдалеке греческий дом с группой "Лаокоон" и Венерой Милосской. Из греческого дома вы входите в римский дом; здесь ваш пристальный взгляд проникает в таинственные небольшие палаты Альгамбры; из Альгамбры вы смотрите во двор небольшого помпейского дома. Вы выходите и идете между группами львов и тигров, борющихся и кусающихся, между двумя рядами орлов и попугаев, а затем выходите в Византийский двор, из которого, сквозь ряд дверей, вы видите двор средневекового дома, зал дворца эпохи Возрождения или придел готической церкви. Вы идете дальше среди надгробий, фонтанов, дверей, украшенных историческими узорами, и всех шедевров современной скульптуры; вы входите в середину толпы в дверях театра, где для них играют "Il Trovatore". Немного снаружи, по одну сторону, вы видите музыкальную сцену, вмещающую три тысячи артистов, под полукуполом, в два раза большем купола Святого Павла, а с другой стороны сцену, на которой профессор читает лекции по математике. Вы проходите мимо комического театра, камеры-обскуры и цирков, и входите в лабиринт огромных базаров в виде храмов и ларьков, в которых выставлены самые роскошные промышленные товары всех стран, от Каира до Бирмингема и от Парижа до Пекина. Вы пробегаете через коридоры библиотек, между длинными рядами фортепиано, экипажей, мебели и ваз с цветами, и вы идете, блуждая среди деревьев и лесных берлог, населенных дикарями из Африки или Океании, разбредшимися на охоте или собравшимися семьями вокруг своих очагов, или завлеченными в засаду среди скал и стреляющими друг в друга стрелами. Вы поднимаетесь по лестнице; бесконечно вдаль перед вами простираются галереи, где вы можете прогуливаться милями среди картин маслом, акварелей, фотографий и бюстов знаменитых людей. А над ними еще галереи с тысячей поворотов, с которых вы окидываете взором красивый пейзаж графства Кента, а взглянув вниз - весь этот фантастический круговорот залов, садов, дворов, театров и ресторанов; людей, идущих вверх и вниз, и скапливающихся вокруг театров, и появляющихся и исчезающих среди растений и статуй; и на это потрясающее разнообразие форм, цветов и видов, на этот конспект мира, перекрытый сверху хрустальным небесным сводом, падает солнечный свет и распространяет сияние надо всем, разбрасывая призматические цвета, и лучи, и ливни серебряных искр по стенам и голубым аркам."
Мне уже приходилось говорить о дворах Изящных Искусств, но все они располагаются в северной части здания; южная часть нефа, включая Южный трансепт и основную часть галерей, отдана более приземленным материями: промышленности, торговле и ресторанному искусству. Дворец представляет собой гигантский торговый пассаж, где посетитель в любое время года может совершить приятную, не омраченную никакими погодными невзгодами прогулку по многочисленным лавкам, заполненным художественными, полезными и декоративными изделиями.
Мы как раз находимся в месте, которое получило прозвание Рынка Хрустального дворца или Двора канцелярских и галантерейных товаров - пространстве перед выходом из подземного перехода, ведущего от Верхней станции, между Двором развлечений и трансептом. На Рынке можно найти невероятное количество разнообразных товаров: мебель и глиняная посуда, патентованные печи и бильярдные столы, тысячи других предметов и изделий (в том числе резные изделия из слоновой кости, сделанные во дворце в Машиностроительном отделе в цокольном этаже). Здесь как правило оставляют свои деньги те, кто хочет унести что-нибудь с собой на память о посещении дворца. И тут же находятся две занимательные коллекции: музей Естествознания и Вюртембюргский музей (последний прежде находился на северо-западной галерее, но теперь перемещен сюда). Первый музей организован по географическому принципу и ориентирован по сторонам света. Группы человеческих фигур справа от входа из нефа принадлежат Европе, Азии и Африке, те, что слева - обеим Америкам. Мы можем видеть тут тибетцев и восточных индусов, суматрянцев и яванцев, даяков с Борнео и островитян архипелага Луизиада - папуасов и австралийцев, данакили и негров восточного побережья Африки, южноафриканцев - зулусов и бушменов, индейцев Амазонки, индейцев Британской Гвианы, североафриканцев и гренландцев. Выставки в секциях Зоологии и Ботаники демонстрировали охоту на кабана, которая была реликтом Великой выставки 1851 года. Двор Старого Света был посвящен африканским и азиатским выставкам, где Средняя Азия была представлена яком, а Индия - охотой на тигра.
Упомянутый Вюртембергский музей - гигантская выставка чучел животных, собранная в течении 20 лет в Вюртемберге под руководством известного натуралиста Германа Плуке, таксидермиста в Королевском музее Штутгарта. Вюртембергский музей не похож на какой-нибудь Зоологический музей с унылыми фигурами поеденных молью зверей и бронзовыми пояснительными табличками на подставках. Герр Плуке был веселый чучельник, и полторы тысячи набитых опилками зверюшек в его музее - кроты, крысы, белки, зайцы, кролики, коты и котята, ласки и лисы, жабы и лягушки - изображают сценки, часто юмористические, из современной жизни. Все они наряжены в шляпы и капоры, и одеты в крошечные костюмы. Например, среди экспонатов имеется кухня сельского дома со столом и стульями, шкафом и небольшими медными подсвечниками на каминной доске. За столом сидит кошачья семья - три котенка, наряженных мальчиками, и три - девочками в белых фартучках. Папаша-кот разливает кофе, кот- старик сидит рядом с камином и читает газету, а напротив старуха-кошка вяжет чулки. Есть здесь и зверьки-политики, и зверьки-джентльмены, и зверьки-цирюльники - практически все типажи викторианского общества нашли отражение в сценках ученого чучельника. Но наибольшей популярностью пользуется сцена дуэли между двумя лягушками, стоящими на длинных задних лапках и бьющимися на мечах. Толпа зевак из всевозможных зверей стоит кругом и глазеет на поединок, несколько ласок и обезьян взобрались на деревья, чтобы получше видеть, а мыши уселись длинным рядом на стене сада.
Основные секции промышленной выставки также оформлены в виде отдельных "дворов", тянущихся вдоль обоих сторон нефа: четыре основных со стороны парка и три вдоль противоположной стороны. Если встать лицом на юг, то первым двором по правую руку будет Двор развлечений. Конструкция его была разработана Дж. Дж. Крейсом, а стиль ее в путеводителе описывается как "применение декоративных украшений высокого Возрождения (чинквеченто) к деревянному зданию". Следом идет Фабричный двор, созданный сэром Уильямом Тайтом; он подразделяется на Манчестерский и Шеффилдский дворы, Двор скобяных изделий, Мебельный двор, Двор музыкальных инструментов и еще несколько небольших отраслевых двориков. Тайт полагал, что лучше всего выразит свою задумку, если продемонстрирует основные способы декоративного применения железа в архитектуре. Фасад двора представляет собой современную викторианскую реконструкцию английских декоративных железных оград 17-го столетия, которые слегка отличались от оград того же самого периода во Франции в стиле Людовика XIV. В те времена использовалась исключительно чеканка и ковка, и в новоделе Тайта железо обрабатывалось почти тем же способом. Пилястры имеют покрытый глазурью шифер; он был выкрашен энкаустикой. Особый интерес для посетителей Фабричный двор представляет тем, что здесь демонстрируются различные производственные процессы: вытягивание иглы, печать карт без использования чернил, изготовление так называемых "танбриджских изделий" (шкатулок, подносов и т.д. с изображением замков и ландшафтов, выполненных в виде мозаики-маркетри из наклеенных на основу тонких фигурных пластинок разных пород древесины, вымоченных в местной минеральной воде для придания им разнообразных оттенков), вязание шарфов и пр.
Последний из промышленных дворов на этой стороне - Китайский двор, содержащий уникальную коллекцию китайских работ, хотя первоначально он был устроенный с иной целью. Архитектором его был Дж. Г. Стоук. Стиль оформления двора был очень эклектичным, а основные материалы, использовавшиеся при строительстве - зеркальные стекла и железо. Зеркальные панели с наружной стороны двора были вставлены в резные позолоченные рамы. Все экспонаты для выставки были предоставлены архидиаконом Греем, который посвятил собиранию этой коллекции двадцать лет своей жизни в Кантоне, равно как и многочисленные путешествия во внутренние области Китая. Здесь можно ознакомится с великолепными образцами китайского фарфора, с собранием металлических заварных чайников, использовавшихся различными слоями китайского общества, с коллекцией китайской обуви, головных уборов и тканей.
Следующий двор не относится к собственно промышленной выставке, однако мы заглянем в него, чтобы больше не отклоняться от нашего маршрута. Это так называемый Помпейский дом. Первоначально его предполагалось построить в качестве буфетной залы. Оригинальный проект был создан Дигби Уайатом в Неаполе, и вместе с коллегой Оуэном Джоунсом он договорился с синьором Джузеппе Аббате, официальным рисовальщиком короля на раскопках в Помпее, о приезде того в Англию для украшения сооружения. Аббате со своим представителем, мистером Паррисом-младшим, взял под контроль все декоративное оформление дома. У них было 30 помощников, из них 10 англичан. Одним из главных был миланский скульптор Раффаэле Монти, создавший также несколько внутренних фонтанов в Хрустальном дворце. Все части новодела имели реальные прототипы, найденные при раскопках погибшего при извержении Везувия древнего города. Наружные стены изображают улицу и двор-атриум с традиционным водоемом посередине, образующий отдельное здание. Черепица была скопирована с Дома музыкантши. Выход в неф ведет между статуй, скопированных с черного хода здания, раскопанного в 1834 году. Мозаичная мраморная фигура собаки у порога скопирована с аналогичной фигуры в Доме трагического поэта. Стены и потолки комнат по сторонам от входа подражают Дому второго фонтана. Широкая центральная комната позади атриума - таблинум - полностью скопирована с таблинума в Доме Аполлона. Для установки в главном трансепте Хрустального дворца Готфридом Семпером был также разработан Помпейский театр.

HotLog
Tags: victoriana
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments