Светозар Чернов (svetozarchernov) wrote,
Светозар Чернов
svetozarchernov

This journal has been placed in memorial status. New entries cannot be posted to it.

Category:

В гостях у Шерлока Холмса. Дом 221-б. Часть первая.


Поехали дальше. Хотел сперва про миссис Дрюс и герцога Портланда выложить историю, но понял, что до Нового года не успеваю. Так что выкладываю то, что успеваю. В ней будет четыре части. Если праздники домашние и общественные не подкосят, надеюсь четвертую часть завершить и выложить к 31 декабря.

Взгляд снаружи


Типичный георгианский дом на Бейкер-стрит (фотография 1904 года, Аппер-Бейкер-стрит)
«Лондон вообще некрасив, угрюм и грязен, — вспоминал в своей книге «Тени минувшего» народоволец-цареубийца и позднее адепт монархизма Лев Тихомиров, посетивший Лондон в начале 1884 года. — В мрачной лондонской атмосфере, пропитанной дымными туманами, все чрезвычайно быстро чернеет. Там даже крахмальные рубашки нужно менять два-три раза в день. Знаменитый собор Святого Павла, выкрашенный в белый цвет, похож на какую-то зебру, так как все части стен, более подверженные действию ветров, превратились в черные полосы на относительно белом фоне. Вывески по улицам тусклы, иногда совсем почернели, а для того чтобы они были сколько-нибудь красивы, их нужно подкрашивать очень часто: Эта черноватая туманность, придающая Лондону такой мрачный вид, происходит от соединения двух условий: сырого воздуха и массы фабричного дыма. Частички дыма обволакивают частички паров, и из этого смешения образуется тяжелое, грязное облако, лежащее над землей и с трудом сдуваемое ветром.» Неприглядная наружность лондонских улиц и домов удивляла многих иностранцев, и, наверное, любой из нас нынешних, попав во времена Шерлока Холмса и доктора Уотсона, удивился бы тому, насколько тогдашний Лондон не соответствовал бы их представлениям, составленным по книгам и фильмам. Однако сегодня мы только ненадолго задержимся на улице и, не заходя во внутренний дворик, где уже осматривали места, куда даже короли ходят пешком, пройдем внутрь дома 221-б, где будет значительно приятнее,чем снаружи. Как остроумно заметил в 1850-х годах немецкий путешественник Макс Шлезингер, «английский дом похож на дымоход, вывернутый наизнанку — снаружи грязь и сажа, внутри чистота и порядок».

Дом на Бейкер-стрит, где размещается музей Шерлока Холмса
Большинство домов на Бейкер-стрит были построены в первой трети девятнадцатого века, то есть в поздне-георгианском стиле (более точно, в стиле Регентства - 1811-1830-х годах) и представляли собой типичный образец английской ленточной (террасной) застройки, когда дома стояли в ряду одинаковых домов и соседние дома имели общие стены. К концу георгианского периода прежде строгое правило — терраса должна выглядеть как единое целое, — перестало соблюдаться неукоснительно, и отдельные дома стали несколько отличаться друг от друга. Для георгианских домов было характерно использование желтых кирпичей местной лондонской формовки вместо красных; считалось, что они больше похожи на камень. От копоти желтый цвет превращался в желто-бурый и выглядел очень непрезентабельно. Наружные стены первых этажей таких зданий обычно были рустированы так называемым «Патентованным камнем Коуда» либо штукатурились и красились, в середине 19 века стало модно использовать краску светло-кремового цвета, а гравированные по штукатурке линии, имитировавшие камень, подчеркивались серой краской. Из других характерных черт георгианских домов можно упомянуть наличие веерообразного светового окна над входной дверью (оно упоминается и у Конана Дойла), использования антаблементов, фронтонов, консолей и либо пилястр, либо колонок для оформления дверных и оконных проемов, а также установку простых подъемных окон, имевших верхнюю и нижнюю скользящую раму, которые могли сдвигаться вертикально независимо одна от другой.

Обычно лондонский средней руки дом не ставился на фундамент вровень с улицей, но имел цокольный этаж, заглубленный на всю свою высоту в землю. От улицы дом отделял ров, вырытый вдоль наружной цокольной стены. Этот облицованный кирпичом ров (в который выходили окна цокольного этажа) обносился со стороны улицы чугунной или металлической оградой с острыми пиками. Пики эти были не только декоративным украшением — многие домохозяева специально натачивали их острия, полагая их действенным средством против воров и уличных животных, кошек и собак. Через ров ко входным дверям вел каменный или металлический мостик, загороженный, как правило, цепью или чугунной калиткой с теми же пиками, что и на ограде. У дома миссис Хадсон калитки, скорее всего, не было, да и входная дверь, похоже, оставалась открытой большую часть времени, но к этому я еще вернусь, когда буду говорить о планировке дома. Возможно, дом 221-б имел не одну, а две двери, как это сделано в Музее Шерлока Холмса в Лондоне: одна вела в жилые помещения, а вторая - непосредственно в лавку на первом этаже. Некоторые дома имели с фасада специальный вход для прислуги. Он представлял собой дверь, ведущую изо рва в цокольный этаж, и чугунную или металлическую лесенку с калиткой, позволявшую к этой двери спуститься.

Железный скребок для обуви
Дверной молоток
В цокольный этаж мы еще спустимся, а пока перейдем мостик и остановимся перед входной дверью. Справа или слева мы непременно нашли бы скребок для обуви — счистить грязь с ботинок перед входом в дом. Непременным атрибутом был дверной молоток, а также звонок, который вел прямо в кухню — чтобы молочник или зеленщик могли вызывать прислугу, не тревожа хозяев. Тот же Тихомиров писал: «Я слыхал, читал у Диккенса об этих молотках, помнил даже, что они называются door nail, но не знал их формы. Оказалось, что это действительно скорее «дверной гвоздь», чем молоток. Это висячая скобка, железная, с железным носиком, прикрепленная на петле к железной доске. Вот этим носиком и стучат в доску, вделанную в дверь. Стук очень сильный и, конечно, может быть чрезвычайно разнообразным. Жители дома или квартиры по стуку узнают - пришел ли зеленщик, или молочница, или просто знакомый. Торговцы и ремесленники все имеют свой особенный стук, и, конечно, легко условиться даже со знакомыми и членами семьи в условном стуке для каждого: Мне это понравилось и напомнило, как мы перестукивались между собой в тюрьме. Этот door nail имеет много преимуществ перед звонком.»

Бронзовый дверной звонок нач. 20 века в стиле "Истлейк"
Макс Шлезингер также особо останавливался в своих воспоминаниях на стуке дверного молотка. Намного легче выучить язык англичан, чем выучить язык дверного молоточка; и многие иностранцы клятвенно уверяют, что дверной молоток наитруднейший из всех музыкальных инструментов. Нужен хороший слух и опытная рука, чтобы быть понятым и избежать замечаний и насмешек. Каждый класс общества дает о себе знать в воротах этой крепости ритмом дверного молоточка. Почтальон делает два громких удара в быстрой последовательности; а для посетителя этикет предписывает нежное, но безапелляционное тремоло. Хозяин дома дает тремоло крещендо, а слуга, который объявляет о прибытии своего хозяина, превращает дверной молоток в таран, и орудует им с такой доброжелательностью, что дом сотрясается да самых своих основ. С другой стороны торговцам, мясникам, молочникам, пекарям и зеленщикам не разрешают касаться дверных молотков — они звонят в звонок, который связан с кухней. Все это очень легко в теории, но очень трудно на практике. Смелые, но и неопытные иностранцы полагают, что они утверждают их достоинство, если они действуют дверным молотком с сознательной энергией. Тщетное заблуждение! Их ошибочно принимают за лакеев. Скромных людей, напротив, принимают за нищих. Нечто среднее в этом, как и в других отношениях, является наиболее трудным."

Музей Шерлока Холмса в Лондоне. Хорошо видна ограда, мостики, ведущие к дверям дома и лавки. Перед штендером-раскладушкой — вход в цокольный этаж для прислуги (в английском уголовном жаргоне он назывался «area» — зона, через которую можно проникнуть в дом).
Типичный дом той эпохи имел явно выраженную поэтажную иерархию помещений. Во время строительства домов по Бейкер-стрит, в георгианскую эпоху, первый этаж был занят столовой и так называемой «утренней комнатой» — небольшой столовой для семейного пользования, на втором этаже находилась гостиная и кабинет хозяина либо вторая гостиная, третий этаж предназначался для спален, а четвертый, куда вела крутая и узкая лестница, представлял собой пару низких каморок, предназначавшихся для случайных гостей.

В ранне-викторианский период стало принято иметь гостиную и столовую на первом этаже, но дом 221-б, скорее всего, избежал этой переделки, испытав более значительные изменения — как я уже упоминал в одном из очерков, приставка «бис» у номера дома как правило означала, что первый этаж был занят каким-то коммерческим заведением, лавкой или магазином, — столовая с «утренней комнатой» были сданы в аренду коммерсантам, а гостиная на втором этаже и кабинет переоборудованы для найма в качестве меблированных комнат.

И немного о плате за квартиру. «Лондонские словари» Диккенса-сына за 1879 и 1888 году сообщают, что в районе, где подыскали себе жилище Шерлок Холмс с доктором Уотсоном, гостиную со спальной можно было снять по цене от 15 до 30 шиллингов в неделю. Существовало три варианта оплаты — понедельно, помесячно и каждую четверть года — как правило, в марте, июне, сентябре и декабре (день Св. Михаила 29 сентября был одним из таких традиционных дней оплаты). Скорее всего, Холмс с Уотсоном пользовались вторым способом, т.е. платили помесячно. По мнению Майкла Харрисона, размер этой оплаты был 4 фунта (может быть 4 гинеи), т. е. по два фунта (40 шиллингов) с носа каждый месяц. Харрисон считал, что в дальнейшем миссис Хадсон могла снизить сумму до 3 шиллингов за «постоянство», но и материальное положение Шерлока Холмса росло вместе с его известностью — не будем брать в расчет Уотсона, который все время норовил жениться и удрать от своего беспокойного и беспорядочного в привычках друга. Более того, со временем Холмс явно расширил количество занимаемых им в доме помещений, на что имеются некоторые косвенные указания в Каноне.
HotLog
Tags: victoriana
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments